Необходимым физиологическим навыком вокалиста является умение расслаблять определенные мышцы.
На начальном уровне это делается сознательными усилиями. После долгих, упорных тренировок этот навык переходит в бессознательное и реализуется автоматически.
Эффект расслабления должен всецело распространяться:
- на плечевой пояс,
- задние и передние мышцы шеи,
- все мышцы, управляющие глоткой и ртом, включая мышцы челюсти, подбородка.
Это связано с тем, что напряжение в этих мышцах прямо или косвенно влияет на работу голосовых складок.
Плечи, задняя часть шеи и верх спины не связаны с гортанью, но их перенапряжение ведет к быстрому наступлению усталости, которая отвлекает от пения.
Способность расслаблять эти мышцы также учит воздействовать на внешние окологортанные мышцы.
В классической и эстрадной школах отношение к положению тела при пении одно:
- стоять не сутулясь,
- с опущенными плечами,
- прямой головой,
- когда подбородок направлен под прямым углом к груди – не поднят и не опущен.
Многим трудно без выработки навыков долго находиться в такой позе, поскольку напрягаются мышцы, непривычные к такой статичной нагрузке и это напряжение мешает работе голосовых складок.
Сэт Риггз-американский певец, актер и тренер по вокалу, который создал вокальную технику "Пение на уровне речи" и работал с такими исполнителями, как Принс, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Хосе Хосе, Рэй Чарльз, Оливия Ньютон-Джон, Мадонна, Джонни Холлидей, Сохьян, Бетт Мидлер, Хулио Иглесиас, Барбра Стрейзанд,пишет об этом так:
«Не нужно специально работать над правильным дыханием, если у вас правильная поза и нет тенденции поднимать грудь и плечи, а также делать неглубокий вдох.
Тем более не нужно делать специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Ваша диафрагма, межреберные и брюшные мышцы изначально сильны для удовлетворения вокальных потребностей.
Если вы сохраняете правильную позу во время пения и следите за тем, чтобы грудь не опускалась при выдохе, то диафрагма способна свободно двигаться и управлять брюшными мышцами автоматически.
Нет никакой необходимости сознательно напрягать эти мускулы. Если вы будете пытаться сознательно контролировать мышцы во время пения, то дополнительное напряжение приведет только к перенапряжению связок – защемлению».
Подробнее об этом в книге: