До ноября прошлого года Пермская картинная галерея располагалась в здании Спасо-Преображенского собора. И в прошлом январе, будучи в Перми, мы именно в этом соборе любовались живописными шедеврами, а также удивительными образцами деревянной скульптуры. Но сейчас галерея переезжает, и процесс этот довольно долгий.
В связи с этим Пермская государственная художественная галерея и Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыли грандиозный совместный проект "Пермское посольство". В рамках проекта в постоянные экспозиции нашего музея включены произведения русской и западноевропейской живописи из пермского собрания. И экспонироваться эти произведения будут в течение всего 2024 года.
Среди картин, привезённых из Перми, сейчас в Екатеринбурге можно увидеть двойной детский портрет, написанный выдающимся художником-портретистом XIX века Иваном Кузьмичом Макаровым.
Портрет довольно большой по размеру и привлекает внимание и овальной формой, и тем, как представлены юные героини, славные непосредственные малышки в нарядных белых платьицах, украшенных яркими алыми лентами.
Малышку, изображённую справа, шею которой украшают жемчужные бусы, все мы хорошо знаем из курса истории. Милая девчушка выросла и стала революционеркой, одной из руководителей организации "Народная Воля", под чьим непосредственным руководством 13 марта 1881 года было совершено убийство российского императора Александра II. Жизнь Софьи Львовны оборвалась через месяц после этого события, 15 апреля 1881 года. Перовской было 27 лет. Она стала первой русской женщиной, казнённой по политическим мотивам.
Мария, сестра Софьи, в детстве отличающаяся спокойным нравом, прожила обычную жизнь. Вышла замуж, родила детей...
Иван Кузьмич Макаров (1822-1897) написал множество замечательных портретов своих современников. Давайте посмотрим репродукции некоторых из них.
Написанный в 1849 году портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской сама Наталья Николаевна считала одним из лучших своих изображений.
Глядя на этот портрет, невольно вспоминаешь пушкинские строки из стихотворения "Мадонна". "Чистейшей прелести чистейший образец".
В том же, 1849 году, были написаны и портреты дочерей Пушкина и Натальи Николаевны, Марии и Натальи. Дочери похожи на поэта, особенно сходство заметно в портрете Натальи Александровны.
Ниже представлен хранящийся в Русском музее акварельный рисунок, на котором изображён художник-маринист И.К. Айвазовский с первой супругой Юлией Гревс.
Неоднократно Макаров писал Марию Александровну — принцессу Гессенского дома, российскую императрицу, супругу императора Александра II и мать императора Александра III. На представленном ниже портрете в платье à la russe царственная особа выглядит усталой и утомлённой.
В период 1853 — 1855 гг. художник путешествовал за границей, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью, более полутора лет провёл в Риме. И во время путешествия тоже писал портреты.
Успех сопутствовал художнику всю его долгую творческую жизнь. Современники считали Макарова достойным продолжателем традиций великого Карла Брюллова. И это было вполне заслуженно, о чём, в частности, свидетельствуют написанные Макаровым портреты современников.
На портрете выше изображён Иосиф Степанович Каминский (1818-1898) —русский архитектор, академик и профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, руководитель строительства, затем архитектор Храма Христа Спасителя в Москве.
Можно привести ещё множество репродукций портретов, написанных Иваном Кузьмичом Макаровым, но, пожалуй, остановлюсь. Думаю, что приведённых работ более чем достаточно, чтобы понять, что Макаров был прекрасным портретистом. Приведу лишь автопортрет живописца, чтобы можно было увидеть, как выглядел тот, чьи замечательные портреты представлены выше.
Автопортрет написан в юности, когда Ивану Кузьмичу было 17 или 18 лет, и впереди было ещё много творческих лет жизни...
А в заключение, как обычно, рекомендую любителям и ценителям живописи свои любимые каналы
Живопись. Фотография.