Найти тему
Разноцветные грани

Иван Кузьмич Макаров: портреты современников, известных и неизвестных

До ноября прошлого года Пермская картинная галерея располагалась в здании Спасо-Преображенского собора. И в прошлом январе, будучи в Перми, мы именно в этом соборе любовались живописными шедеврами, а также удивительными образцами деревянной скульптуры. Но сейчас галерея переезжает, и процесс этот довольно долгий.

В связи с этим Пермская государственная художественная галерея и Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыли грандиозный совместный проект "Пермское посольство". В рамках проекта в постоянные экспозиции нашего музея включены произведения русской и западноевропейской живописи из пермского собрания. И экспонироваться эти произведения будут в течение всего 2024 года.

Среди картин, привезённых из Перми, сейчас в Екатеринбурге можно увидеть двойной детский портрет, написанный выдающимся художником-портретистом XIX века Иваном Кузьмичом Макаровым.

Портрет Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских. 1859 г. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Портрет Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских. 1859 г. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

Портрет довольно большой по размеру и привлекает внимание и овальной формой, и тем, как представлены юные героини, славные непосредственные малышки в нарядных белых платьицах, украшенных яркими алыми лентами.

Малышку, изображённую справа, шею которой украшают жемчужные бусы, все мы хорошо знаем из курса истории. Милая девчушка выросла и стала революционеркой, одной из руководителей организации "Народная Воля", под чьим непосредственным руководством 13 марта 1881 года было совершено убийство российского императора Александра II. Жизнь Софьи Львовны оборвалась через месяц после этого события, 15 апреля 1881 года. Перовской было 27 лет. Она стала первой русской женщиной, казнённой по политическим мотивам.

Мария, сестра Софьи, в детстве отличающаяся спокойным нравом, прожила обычную жизнь. Вышла замуж, родила детей...

Иван Кузьмич Макаров (1822-1897) написал множество замечательных портретов своих современников. Давайте посмотрим репродукции некоторых из них.

Написанный в 1849 году портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской сама Наталья Николаевна считала одним из лучших своих изображений.

Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1849 г. Холст, масло. 61 x 49 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1849 г. Холст, масло. 61 x 49 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Глядя на этот портрет, невольно вспоминаешь пушкинские строки из стихотворения "Мадонна". "Чистейшей прелести чистейший образец".

В том же, 1849 году, были написаны и портреты дочерей Пушкина и Натальи Николаевны, Марии и Натальи. Дочери похожи на поэта, особенно сходство заметно в портрете Натальи Александровны.

Портрет Марии Александровны Пушкиной. 1849 г.
Портрет Марии Александровны Пушкиной. 1849 г.
Портрет Натальи Александровны Пушкиной. 1849 г. Холст, масло. 52 x 44 см
Портрет Натальи Александровны Пушкиной. 1849 г. Холст, масло. 52 x 44 см

Ниже представлен хранящийся в Русском музее акварельный рисунок, на котором изображён художник-маринист И.К. Айвазовский с первой супругой Юлией Гревс.

-5

Неоднократно Макаров писал Марию Александровну принцессу Гессенского дома, российскую императрицу, супругу императора Александра II и мать императора Александра III. На представленном ниже портрете в платье à la russe царственная особа выглядит усталой и утомлённой.

Портрет Марии Александровны. Не позднее 1855 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет Марии Александровны. Не позднее 1855 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

В период 1853 — 1855 гг. художник путешествовал за границей, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью, более полутора лет провёл в Риме. И во время путешествия тоже писал портреты.

Итальянка у источника. 1855 г. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, г. Краснодар
Итальянка у источника. 1855 г. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, г. Краснодар
Итальянский разносчик. 1853-1855 гг. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Итальянский разносчик. 1853-1855 гг. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Голова мальчика-итальянца. 1853-1855 гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Голова мальчика-итальянца. 1853-1855 гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Портрет двух мальчиков в греческих костюмах
Портрет двух мальчиков в греческих костюмах
Итальянка на балконе. 1853-1855 гг. Холст, Масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, г. Саранск
Итальянка на балконе. 1853-1855 гг. Холст, Масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, г. Саранск

Успех сопутствовал художнику всю его долгую творческую жизнь. Современники считали Макарова достойным продолжателем традиций великого Карла Брюллова. И это было вполне заслуженно, о чём, в частности, свидетельствуют написанные Макаровым портреты современников.

Портрет генерал-майора Е.П. Самсонова.  1869 г.
Портрет генерал-майора Е.П. Самсонова. 1869 г.
Портрет Марии Григорьевны Раевской, жены М. Н. Раевского. 1870-1880-е гг.
Портрет Марии Григорьевны Раевской, жены М. Н. Раевского. 1870-1880-е гг.
Портрет И.С. Каминского. 1860-е гг. Холст, масло.  85х66,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет И.С. Каминского. 1860-е гг. Холст, масло. 85х66,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На портрете выше изображён Иосиф Степанович Каминский (1818-1898) —русский архитектор, академик и профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, руководитель строительства, затем архитектор Храма Христа Спасителя в Москве.

Портрет графини А.П. Зубовой, в замужестве боронессы Вольф. 1880-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет графини А.П. Зубовой, в замужестве боронессы Вольф. 1880-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Девочка с собакой. 1860 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Девочка с собакой. 1860 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мальчик со скрипкой. Около 1886 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мальчик со скрипкой. Около 1886 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет генерала Н.Г. Казнакова. 1861 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет генерала Н.Г. Казнакова. 1861 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет девочки в лодке
Портрет девочки в лодке
Портрет неизвестной. 1885 г. Холст, масло. Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызстан
Портрет неизвестной. 1885 г. Холст, масло. Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызстан
Портрет неизвестной (в авторской раме). 1860 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет неизвестной (в авторской раме). 1860 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет семьи Черемисиновых. 1882 г. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск
Портрет семьи Черемисиновых. 1882 г. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Можно привести ещё множество репродукций портретов, написанных Иваном Кузьмичом Макаровым, но, пожалуй, остановлюсь. Думаю, что приведённых работ более чем достаточно, чтобы понять, что Макаров был прекрасным портретистом. Приведу лишь автопортрет живописца, чтобы можно было увидеть, как выглядел тот, чьи замечательные портреты представлены выше.
Автопортрет написан в юности, когда Ивану Кузьмичу было 17 или 18 лет, и впереди было ещё много творческих лет жизни...

Автопортрет в юности. 1840 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, г. Санкт-Петербург.
Автопортрет в юности. 1840 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, г. Санкт-Петербург.

А в заключение, как обычно, рекомендую любителям и ценителям живописи свои любимые каналы
Живопись. Фотография.

Заметки Художника