Найти в Дзене

Методы анализа внутренней и внешней сред организации

Анализ внешней среды

Для выполнения анализа STEP/PEST факторов (социальных — social, технологических — technological экономических — economic, политических — political)

ЕТОМ-анализ (Environmental Threats and Opportunities Matrix) (матрица угроз и возможностей внешней среды) — техника быстрого сканирования внешней среды, позволяет осуществить выбор самых значимых факторов макросреды

QUEST-анализ (Quick environmental scanning technique). Определение факторов макросреды, влияющих на компанию, осуществляется так же, как в PEST- и ЕТОМ-анализе, но количество факторов ограничено пятью, так как большее количество факторов усложняет анализ.

Методы анализа внутренней среды

Анализ внутренней среды организации называют управленческим анализом деятельности предприятия (бизнес-диагностикой). В процессе управленческого анализа выявляется соответствие внутренних ресурсов и возможностей организации стратегическим задачам обеспечения конкурентного преимущества и удовлетворения будущих потребностей рынка.

SNW-анализ (strength, neutral, weakness).

Метод SNW-анализа — наиболее общий подход к анализу внутренней среды организации, позволяющий определить ее сильные, нейтральные и слабые позиции.

Финансовый анализ

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. В нем используются пять групп показателей:

1) показатели платежеспособности, т.е. способности предприятия расплачиваться по текущим долгам;

2) показатели деловой активности, т.е. способности предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке. Деловая активность характеризуется оборачиваемостью различных групп активов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит, тем выше финансовая эффективность предприятия;

3) показатели финансовой устойчивости, характеризующие независимость предприятия от внешних источников финансирования, изменения процентных ставок;

4) показатели эффективности деятельности предприятия, характеризующие рентабельность его деятельности, рентабельность капитала и доходность вложений в данное предприятие;

5) показатели рыночной оценки стоимости предприятия, доходности его акций.

Нормативный метод - Нормативный метод планирования основан на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов системы норм и нормативов.

В нем реализуются принципы пропорциональности, оптимальности, эффективности, точности и ряда других общеэкономических принципов планирования.

С помощью нормативного метода

• формируются и учитываются результаты различных видов деятельности и затраты, понесенные в процессе производства, т.е. происходит формирование (обоснование) плановых показателей, разработка плановых заданий и анализ их выполнения;

• определяется потребность предприятия в ресурсах (в натуральном и стоимостном выражении) и источниках их образования;

• осуществляется регулирование деятельности предприятия: устанавливаются пропорции и формируется структура его активов и капитала;

• осуществляется распределение и использование результатов деятельности, таким образом осуществляется реализация права собственности на факторы производства и его результаты;

• осуществляется контроль за расходованием различных видов ресурсов.

Нормативный метод планирования целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и регулярно пересматриваются с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

Экономико-математические методы

Позволяют разработать экономические модели для оценки количественной зависимости плановых показателей от факторов, их определяющих.

Различают :

матричные модели,

модели оптимизации плановых решений,

экономико-статистические (трендовые, факторные) и др.

Методы комплексного анализа внешней и внутренней среды организации

SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Данный анализ рассматривается как соотнесение возможностей (сильных и слабых сторон) организации с требованиями (возможностями и угрозами) внешней среды.

SPACE-анализ дает систематическую оценку четырех ключевых вопросов, которые уравновешивают внешние и внутренние факторы, определяющие общую тему стратегии:

• внешние факторы: привлекательность отрасли (факторы промышленного потенциала (IS)) и стабильность внешних условий (ES);

• внутренние факторы: конкурентное преимущество (СА) и финансовая устойчивость (FS).