Есть у нас категория поисков, услышав про которые, добровольцы сразу становятся серьёзнее. Они физически тяжелы, монотонны, о них не принято много рассказывать. Это поиски на воде.
Полтора года назад в питерском отряде появилось водное направление. И прошедшая зима показала, насколько сильные - и физически, и морально - ребята пришли в него.
Утро у поисковиков водного направления начинается в три часа ночи - зимний день короток, дорога до места поиска дальняя, необходимо попасть туда к рассвету. Ночью битком загруженные машины прогреваются, в них садятся невыспавшиеся поисковики - тоже битком, и в путь.
По приезду физзарядка - вынуть оборудование, подготовить его для работы, надеть гидрокостюмы, если нужно для задачи, спасжилеты - техника безопасности превыше всего.
Проснулись? Согрелись? Теперь работаем.
Самая часто выполняемая задача - работа с мотобуром и камерой. Один человек идёт бурить лунки во льду, вслед за ним - второй с камерой, осматривать донную и подлёдную поверхности. Шаг за шагом, метр за метром в шахматном порядке отсматривается водоём. Ещё три человека на страховке мотобура и людей, которые находятся на всегда опасном и непредсказуемом льду. Тем, кто страхует, пожалуй, тяжелее - попробуйте час-другой простоять на одном месте зимой, напряжённо всматриваясь в один и тот же объект. А отводить взгляд нельзя - если вдруг случится провал, страхующий должен быть начеку.
Для этой работы не бывает идеальной температуры. Если на улице от минус 10 до нуля, через некоторое время на льду образуется мокрая каша из подтаявшего снега и воды из лунок. Если ниже минус 10 - банально холодно.
Ещё одна интересная, но тяжёлая задача - это работа в ГКС, спасательном гидрокостюме. Только представьте, насколько нужно быть глубоко отбитым замотивированным человеком, чтобы в -29 залезть в воду! Дело даже не в низких температурах - вода теплее, чем воздух. Дело, скорее, в психологическом барьере - ведь эти поисковики лучше всех осознают опасность.
На вопрос новичков «А когда обед?» опытные поисковики водного направления начинают смеяться. Обедают ребята на ужине – короткий зимний световой день в любых действиях вносит свои коррективы, не хочется терять драгоценное время.
Очень помогает водникам направление беспилотной авиации. Например, осмотреть плохо проходимую береговую линию с неба проще, чем с воды или с земли.
В водном направлении не бывает «Найден, жив». К этому нужно быть внутренне готовым. Лучшее, что слышат водники, - это «найден», просто одно слово. Это именно тот результат, ради которого поисковики отрабатывали тяжёлые изматывающие задачи, замерзая на зимнем водоёме. Они дали возможность родственникам пропавшего проститься с близким человеком. Можно ехать домой.
Марина (Рябинка), доброволец «ЛизаАлерт»