На углу ул. Буасси-д’Англа и площади Согласия, напротив отеля "Крийон" сегодня размещается американское посольство, да и вообще эта парадная часть Парижа тесно связана с США, например в том же отеле Куален в 1778 г. был подписан договор между Францией и Америкой, по которому Франция фактически объявляла Англии войну и признавала независимость США, договор был подписан в присутствии американского посланника Сайласа Дина, занимавшего особняк Куален в то время и Бенджамина Франклина, того, кто на 100-долларовой купюре и того, кто стал героем Парижа, ходил без шпаги, без напудренного парика, философа, писателя, ученого, дипломата и любимца светского общества.
"На протяжении нескольких недель казалось, что весь светский Париж желает иметь изображение его благородного лица. Знакомый всем образ появлялся на медальонах разных размеров, на картинах и гравюрах, на табакерках и печатках. «Количество проданных моих изображений невероятно велико, — писал он дочери Салли. — Все эти картины, бюсты и гравюры (копии с копий которых распространяются повсюду) сделали здесь изображение лица твоего отца таким же известным, как изображение луны». Увлечение зашло так далеко, что стало слегка раздражать короля, хотя и давало ему повод для развлечений. Он подарил графине Диане де Полиньяк, которая часто докучала ему похвалами американцу, ночной горшок севрского фарфора, внутри которого находилась камея с портретом Франклина". Уолтер Айзексон. Бенджамин Франклин. Биография.
Посольство занимает здание относительно новое, 30-х гг. ХХ в., для постройки которого был снесен особняк сер. XVIII столетия, возведенный сыном откупщика (т.е. человека за большие деньги выкупившего у короля право собирать налоги, частные налогосборщики, да, прибыльное дело), Лораном Гримо де ля Реньером. Дом велся на широкую ногу, мадам держала салон и любовников, мсье устраивал богатые приемы, куда было много желающих попасть. Пишут даже, что особняк посещали граф и графиня Северные во время своего европейского турне, до того он был роскошен и известен.
Во время этого приема 2-го июля 1782 г. произошла пренеприятная сцена: художник Клериссо, что работал над украшением отеля, несколько раньше служил при дворе Екатерины II, императрица купила собрание его планов и дала ему звание главного архитектора, поэтому он должен был выразить почтение ее сыну и его жене, но Клериссо решил, что Павел недостаточно внимания и уважения оказал ему и даже высказался на эту тему, чем привел в замешательство гостей и хозяев.
От всех украшений сохранился только декор салона, он считается первым декором в неоклассическом стиле, созданным в Париже, вдохновлен был недавними археологическими находками, сделанными в Помпеях и Геркулануме. Сегодня шесть панелей этого декора, разрозненные в XIX в., хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Итак, он был богат, а его жена знатна и заносчива, поэтому когда у них родился «неправильный» ребенок стыдилась его и вовсе им не занималась. У сына Александра был врожденный дефект, каким-то образом были деформированы кисти рук, говорили, конечно, о когтях и прочих перепонках между пальцами. Ему сделали протезы и он носил перчатки телесного цвета.
Он не уставал портить жизнь никогда не любившим его родителям, высмеивая публично их образ жизни. Самым громким выступлением было приглашение на ужин по случаю похорон (чьих - неизвестно) в родительский особняк «всего Парижа» 1 февраля 1783 г. За столом собрались литераторы, художники, актеры, а знать была допущена только как зрители на галерее, показывались опыты с электричеством и говорили об этом ужине потом долго, называли его оргией, потому как главная его цель - изобразить пародию на аристократию - была достигнута.
После подобных выходок его отсылают из столицы и предлагают выбор: не возвращаться или отправиться в сумасшедший дом, поэтому так вышло, что революцию он пережил практически вне Парижа, а отец его умер в 1793 г. в своем особняке, видя каждый день из его окон работу гильотины.
Еще до изгнания ля Реньер-младший устраивал дома по средам и субботам завтраки, куда приглашались литераторы, способные выпить 17 чашек кофе. А по возвращению, когда жизнь после революции немного наладилась, он полностью посвятил себя литературной деятельности. Начинал еще раньше с театральных рецензий, а потом начал писать рецензии на рестораны, блюда и продукты и стал первым гастрономическим критиком.
Кроме того, что в его "Альманахе гурмана", который выходил несколько лет, описаны правила проведения трапезы, будь то завтрак или пикник, не все сегодня применимые, в нем описаны все лучшие места Парижа, где нужно было покупать продукты или обедать, кладезь информации со множеством бытовых деталей. Еще у него представлен прекрасный "Календарь снеди", сезонные продукты, когда правильно есть правильную спаржу или дроздов.
А торговцы присылали ему свои товары на пробу и он учредил специальное общество, которое по вторникам собиралось в особняке для дегустации и оценки всех этих посылок и лучшие, естественно, попадали в очередной выпуск его Альманаха, всем польза. Вот под этой картинкой, это фронтиспис к первому выпуску "Альманаха", автор поясняет, что где лежит и кто что прислал, вроде маринадов от г-на Майя.
Ну вот, отель снесли в 1928 г., когда и построили новое здание посольства, а ля Реньер продал его в еще в 1819. Здесь размещались опять таки посольства, российской империи, османской, потом несколько клубов, а хозяин уехал из Парижа, купил поместье и мирно прожил до 1837 г. Про него, конечно, можно прочитать, "Альманах" его, к счастью, переведен на русский с очень подробными примечаниями переводчика В. Мильчиной, но раз уж дошли до его особняка, то решила рассказать о своем любимом персонаже.
А дальше по улице Буасси-д’Англа - ювелирные бутики, рестораны, прославившийся своим ди-джеями и сборниками музыки, ставший легендой во всем клубном мире Будда-Бар, работающий здесь с 1996 г. В доме № 16 в 1889 г. открыла свой первый магазин известнейшая Жанна Ланвен, модельер, соперница Шанель, превосходившая ее, как утверждают, по качеству кроя, а в доме № 28 известное кабаре Le Boeuf sur le Toit, место встреч парижской богемы в межвоенный период, популярное, но не единственное, конечно.
Все