Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Необязательная улица Сен-Флорентен: история одного особняка

Таких улиц в любом городе полным полно, ничего особенного на первый взгляд здесь нет, название ничего в памяти не цепляет, даже кафе и магазинами не богата, ну мало ли, что выходит на площадь Согласия, на нее гораздо более интересные объекты выходят. Да и история ее коротка для Парижа, как и весь этот район улица проложена во второй половине XVIII века. Украшают ее особняки того же времени. Но об одном, доме № 2, известном как отель Флорентен, стоит рассказать, очень интересен своими жильцами. Он был построен по проекту главного архитектора площади Согласия Жака-Анжа Габриеля и служил образцом для другого особняка, выходившего на площадь и принадлежавшего семейству Гримо де ля Реньер, фасады были выполнены по одному плану.

Отель-невысокий, справа, вниз уходит ул. Сен-Флорентен, фасад со стороны площади Согласия
Отель-невысокий, справа, вниз уходит ул. Сен-Флорентен, фасад со стороны площади Согласия

Строил и украшал его для себя в 1767 году герцог Луи Фелипо де Сен-Флорентен, потом была длинная череда владельцев, пока в 1812 г. отель не приобрел Шарль Морис де Талейран, политик, дипломат, министр иностранных дел трех режимов, интриган и хитрец, отбивший жену у собственного племянника (но их брак нельзя было назвать счастливым). Через 2 года в своем особняке Талейран приветствовал царя Александра I.

Александр I и Талейран
Александр I и Талейран

Сначала предполагалось, что Александр будет квартировать в Елисейском дворце, но поступила информация, что там небезопасно (возможно, пущенная самим Талейраном) и царь принял предложение расположиться на ул. Сен-Флорентен, где провел 12 дней, пока не переехал-таки на Елисейские поля. Ему отвели второй этаж, третий стал филиалом русского Министерства иностранных дел, хозяин ютился на нижнем. Что в это время делала герцогиня Дино, та самая жена племянника, на которой Талейран женился в итоге, не очень пишут. Вообще, второй, главный этаж занимала она.

Георг Опиц. Казаки в Париже. 1814 г.
Георг Опиц. Казаки в Париже. 1814 г.
«На улице Сент-Оноре толпились самые различные люди: здесь разъезжали жители севера Европы и азиатские подданные Российской империи, от Каспийского моря до Великой Китайской стены. Казаки в своих овчинных шкурах, с длинными копьями, всклокоченными бородами песочного цвета, и у каждого к шее привязан каншух [кнут], то есть небольшой хлыст, с твердым плетеным ремнем, повсюду одинаковой толщины; калмыки и различные татарские племена, с плоскими носами, маленькими глазками и темной красновато-коричневой кожей; сибирские башкиры и тунгусы, вооруженные луками и стрелами, черкесы или черкесские дворяне из предгорий Кавказа, полностью покрытыё идеально блестящими стальными кольчугами и с шлемами конической формы на голове, в точности такими же, как те, что носили в Англии в XII-XIII века». "1814. Царь в Париже"
Мари-Пьер Рэй.

Так описывают окрестности отеля во время пребывания там царя.

В особняке собирались в это время принцы, министры, дипломаты и бывшие имперские сановники, какие только были в Париже, но и без царя Талейран с герцогиней принимали у себя лучшее общество, о котором Гюго, правда, нелестно отзывается, называя хозяина пауком и гостей его золотыми мухами, слетающимися в паутину.

François Gérard. Charles Maurice de Talleyrand-Périgord. 1808. Метрополитен
François Gérard. Charles Maurice de Talleyrand-Périgord. 1808. Метрополитен

Некоторое время у Талейрана работал известнейший повар Антуан Карем, но кажется, что во время пребывания Александра и позднее Карем уже уехал из Парижа. Но легенда укрепилась и рассказывают, как Талейран и Карем удивляли русского царя улитками-по бургундски, с чесноком и петрушкой. И более того, есть французская пьеса "Ужин" , где представляется вымышленная встреча Талейрана с еще одним интриганом Жозефом Фуше в 1815 г., когда они за богатым столом, приготовленным Каремом, обсуждают будущее Франции. По этой пьесе снят французский фильм и был спектакль в МХТ, Талейрана играл Табаков, а Фуше -Джигарханян, виртуозные диалоги они демонстрировали, но еще и отменный аппетит, потому как на сцене все блюда были настоящими, по пьесе, и фуа-гра с трюфелями, и куропатки.

Томас Лоуренс. Портрет княгини Ливен. 1820. Tate Britain
Томас Лоуренс. Портрет княгини Ливен. 1820. Tate Britain

Талейран умер в этом особняке в 1838 г. и его наследница, герцогиня Дино продала его барону Джеймсу Ротшильду, у которого комнаты снимала русская подданная, известная всей Европе княгиня Ливен, урожденная Доротея Бенкендорф, жена дипломата, не пожелавшая вернуться в Россию. И особняк еще больше прославился, поскольку салон княгини Ливен был "обсерваторией для наблюдений за Европой", она принимала всю политическую элиту Франции и Европы. Как говорят, политика вообще была ее главной страстью. Её многолетний роман с Франсуа Гизо, на разных этапах историком, министром, премьер-министром, политиком, в общем, прибавлял славы салону княгини и был выгоден обоим, они, правда, так и не поженились, хотя могли, но княгиня никак не могла стать "госпожой Гизо".

Портрет баронессы де Ротшильд. Картина Жана Огюста Доминика Энгра. 1848 год. Замок Ферьер, коллекция Ротшильдов
Портрет баронессы де Ротшильд. Картина Жана Огюста Доминика Энгра. 1848 год. Замок Ферьер, коллекция Ротшильдов

По разным данным сами Ротшильды, Джеймс и Бетти, то ли здесь не жили, то ли таки жили, давая по 4 приема в неделю, и их гости встречались с гостями княгини. Гостями салона Бетти Ротшильд были Бальзак, Гейне, Лист — блестящее парижское общество того времени. Бетти была прекрасно образована, говорила и писала на безупречном французском, в отличие от мужа, который так и не избавился от немецкого акцента , была принята при дворе королевой Марией-Амалией. После долгой переписки художник Энгр согласился написать ее портрет, известный портрет красивой, модной светской дамы, долгое время он украшал дом. (И кстати, тот же Карем работал и у Джеймса Ротшильда.)

Работа сегодня в Лувре, в отеле-копия
Работа сегодня в Лувре, в отеле-копия

Их сын Альфонс существенно переделал дом и сегодняшние интерьеры отеля большей частью сохранились от этой перестройки 1868-71 гг. Большую столовую, например, украшала скульптура работы Пигаля "Маркиза Помпадур в образе Дружбы", сделанная по заказу маркизы для парка в ее замке Бельвю в 1750 г., в знак того, что их с королем отношения перешли в исключительно дружескую фазу.

Кабинет Рубенса в отеле Сен-Флорентин
Кабинет Рубенса в отеле Сен-Флорентин

Сохранился будуар Ротшильдов, который при первом владельце звался "кабинетом Робера", его украшали росписи художника Юбера Робера с видами Италии, они исчезли, к сожалению, но сохранились камины, наборный паркет, в некоторых помещениях из шести видов дерева. Альфонс Ротшильд очень точно и детально воспроизводил элементы убранства XVIII столетия. К тому же он был коллекционером и в его собрание входили выдающиеся работы, например он владел известными картинами Рубенса.

И "Астроном" Вермеера тоже находился в его коллекции, все эти работы, а также картины Хальса, Питера де Хоха. Мемлинга, Рафаэля, ван Дейка, Ватто, Рейнольдса были украдены нацистами, как и коллекции других ветвей Ротшильдов. Когда началась война, самым большим страхом коллекционеров было то, что их работы могут пострадать от собственно военных действий, бомбардировок, поэтому Эдуард Ротшильд, сын и наследник Альфонса, отправил самые ценные работы в одно из своих поместий в Нормандии. И никто не мог представить, что немцы станут методично и последовательно грабить частные собрания.

Ян Вермеер. Астроном. Лувр
Ян Вермеер. Астроном. Лувр

"Астронома" Вермеера очень хотел Гитлер в свою коллекцию в Линце, поэтому уже в 1941 г. коллекции всех французских Ротшильдов нашли и отправили в Германию. Дома, конечно, тоже разграбили, увозили не только картины, но мебель, часы, шпалеры, настенные панели, вина. Этим Ротшильдам повезло, они успели уехать в США, а в их особняке на ул. Сен-Флорентен расположился военно-морское министерство Виши , потом- штаб ВМС Германии.

Фасад со стороны ул. Сен-Флорентен © Ministère de la Culture (France), Médiathèque du patrimoine et de la photographie, diffusion RMN-GP
Фасад со стороны ул. Сен-Флорентен © Ministère de la Culture (France), Médiathèque du patrimoine et de la photographie, diffusion RMN-GP

После войны некоторые работы были возвращены собственникам, например один Рубенс, но наследникам, барону Ги де Ротшильду пришлось передать его Лувру, как пожертвование, в счет уплаты налогов в 1977 г. А отель был продан еще в 1950 американскому правительству (я бы тоже продала, кому угодно, осквернили родовой дом), там было консульство, где работал Пол Чайлд, дипломат и муж знаменитой Джулии Чайлд. Она стала первой женщиной, представившей на американском телевидении все сложности французской гастрономии. Сегодня при том же собственнике в отеле располагается некая юридическая фирма Jones Day (разведка?), попасть в отель можно только в дни культурного наследия раз в году и увидеть библиотеку правовой литературы, где при Ротшильдах размещался великолепный "Астроном".

Не могла не рассказать об этом отеле, очень богатая история, а другие истории можно читать в телеграм- канале

Хроники св. Женевьевы