Таких улиц в любом городе полным полно, ничего особенного на первый взгляд здесь нет, название ничего в памяти не цепляет, даже кафе и магазинами не богата, ну мало ли, что выходит на площадь Согласия, на нее гораздо более интересные объекты выходят. Да и история ее коротка для Парижа, как и весь этот район улица проложена во второй половине XVIII века. Украшают ее особняки того же времени. Но об одном, доме № 2, известном как отель Флорентен, стоит рассказать, очень интересен своими жильцами. Он был построен по проекту главного архитектора площади Согласия Жака-Анжа Габриеля и служил образцом для другого особняка, выходившего на площадь и принадлежавшего семейству Гримо де ля Реньер, фасады были выполнены по одному плану.
Строил и украшал его для себя в 1767 году герцог Луи Фелипо де Сен-Флорентен, потом была длинная череда владельцев, пока в 1812 г. отель не приобрел Шарль Морис де Талейран, политик, дипломат, министр иностранных дел трех режимов, интриган и хитрец, отбивший жену у собственного племянника (но их брак нельзя было назвать счастливым). Через 2 года в своем особняке Талейран приветствовал царя Александра I.
Сначала предполагалось, что Александр будет квартировать в Елисейском дворце, но поступила информация, что там небезопасно (возможно, пущенная самим Талейраном) и царь принял предложение расположиться на ул. Сен-Флорентен, где провел 12 дней, пока не переехал-таки на Елисейские поля. Ему отвели второй этаж, третий стал филиалом русского Министерства иностранных дел, хозяин ютился на нижнем. Что в это время делала герцогиня Дино, та самая жена племянника, на которой Талейран женился в итоге, не очень пишут. Вообще, второй, главный этаж занимала она.
«На улице Сент-Оноре толпились самые различные люди: здесь разъезжали жители севера Европы и азиатские подданные Российской империи, от Каспийского моря до Великой Китайской стены. Казаки в своих овчинных шкурах, с длинными копьями, всклокоченными бородами песочного цвета, и у каждого к шее привязан каншух [кнут], то есть небольшой хлыст, с твердым плетеным ремнем, повсюду одинаковой толщины; калмыки и различные татарские племена, с плоскими носами, маленькими глазками и темной красновато-коричневой кожей; сибирские башкиры и тунгусы, вооруженные луками и стрелами, черкесы или черкесские дворяне из предгорий Кавказа, полностью покрытыё идеально блестящими стальными кольчугами и с шлемами конической формы на голове, в точности такими же, как те, что носили в Англии в XII-XIII века». "1814. Царь в Париже"
Мари-Пьер Рэй.
Так описывают окрестности отеля во время пребывания там царя.
В особняке собирались в это время принцы, министры, дипломаты и бывшие имперские сановники, какие только были в Париже, но и без царя Талейран с герцогиней принимали у себя лучшее общество, о котором Гюго, правда, нелестно отзывается, называя хозяина пауком и гостей его золотыми мухами, слетающимися в паутину.
Некоторое время у Талейрана работал известнейший повар Антуан Карем, но кажется, что во время пребывания Александра и позднее Карем уже уехал из Парижа. Но легенда укрепилась и рассказывают, как Талейран и Карем удивляли русского царя улитками-по бургундски, с чесноком и петрушкой. И более того, есть французская пьеса "Ужин" , где представляется вымышленная встреча Талейрана с еще одним интриганом Жозефом Фуше в 1815 г., когда они за богатым столом, приготовленным Каремом, обсуждают будущее Франции. По этой пьесе снят французский фильм и был спектакль в МХТ, Талейрана играл Табаков, а Фуше -Джигарханян, виртуозные диалоги они демонстрировали, но еще и отменный аппетит, потому как на сцене все блюда были настоящими, по пьесе, и фуа-гра с трюфелями, и куропатки.
Талейран умер в этом особняке в 1838 г. и его наследница, герцогиня Дино продала его барону Джеймсу Ротшильду, у которого комнаты снимала русская подданная, известная всей Европе княгиня Ливен, урожденная Доротея Бенкендорф, жена дипломата, не пожелавшая вернуться в Россию. И особняк еще больше прославился, поскольку салон княгини Ливен был "обсерваторией для наблюдений за Европой", она принимала всю политическую элиту Франции и Европы. Как говорят, политика вообще была ее главной страстью. Её многолетний роман с Франсуа Гизо, на разных этапах историком, министром, премьер-министром, политиком, в общем, прибавлял славы салону княгини и был выгоден обоим, они, правда, так и не поженились, хотя могли, но княгиня никак не могла стать "госпожой Гизо".
По разным данным сами Ротшильды, Джеймс и Бетти, то ли здесь не жили, то ли таки жили, давая по 4 приема в неделю, и их гости встречались с гостями княгини. Гостями салона Бетти Ротшильд были Бальзак, Гейне, Лист — блестящее парижское общество того времени. Бетти была прекрасно образована, говорила и писала на безупречном французском, в отличие от мужа, который так и не избавился от немецкого акцента , была принята при дворе королевой Марией-Амалией. После долгой переписки художник Энгр согласился написать ее портрет, известный портрет красивой, модной светской дамы, долгое время он украшал дом. (И кстати, тот же Карем работал и у Джеймса Ротшильда.)
Их сын Альфонс существенно переделал дом и сегодняшние интерьеры отеля большей частью сохранились от этой перестройки 1868-71 гг. Большую столовую, например, украшала скульптура работы Пигаля "Маркиза Помпадур в образе Дружбы", сделанная по заказу маркизы для парка в ее замке Бельвю в 1750 г., в знак того, что их с королем отношения перешли в исключительно дружескую фазу.
Сохранился будуар Ротшильдов, который при первом владельце звался "кабинетом Робера", его украшали росписи художника Юбера Робера с видами Италии, они исчезли, к сожалению, но сохранились камины, наборный паркет, в некоторых помещениях из шести видов дерева. Альфонс Ротшильд очень точно и детально воспроизводил элементы убранства XVIII столетия. К тому же он был коллекционером и в его собрание входили выдающиеся работы, например он владел известными картинами Рубенса.
И "Астроном" Вермеера тоже находился в его коллекции, все эти работы, а также картины Хальса, Питера де Хоха. Мемлинга, Рафаэля, ван Дейка, Ватто, Рейнольдса были украдены нацистами, как и коллекции других ветвей Ротшильдов. Когда началась война, самым большим страхом коллекционеров было то, что их работы могут пострадать от собственно военных действий, бомбардировок, поэтому Эдуард Ротшильд, сын и наследник Альфонса, отправил самые ценные работы в одно из своих поместий в Нормандии. И никто не мог представить, что немцы станут методично и последовательно грабить частные собрания.
"Астронома" Вермеера очень хотел Гитлер в свою коллекцию в Линце, поэтому уже в 1941 г. коллекции всех французских Ротшильдов нашли и отправили в Германию. Дома, конечно, тоже разграбили, увозили не только картины, но мебель, часы, шпалеры, настенные панели, вина. Этим Ротшильдам повезло, они успели уехать в США, а в их особняке на ул. Сен-Флорентен расположился военно-морское министерство Виши , потом- штаб ВМС Германии.
После войны некоторые работы были возвращены собственникам, например один Рубенс, но наследникам, барону Ги де Ротшильду пришлось передать его Лувру, как пожертвование, в счет уплаты налогов в 1977 г. А отель был продан еще в 1950 американскому правительству (я бы тоже продала, кому угодно, осквернили родовой дом), там было консульство, где работал Пол Чайлд, дипломат и муж знаменитой Джулии Чайлд. Она стала первой женщиной, представившей на американском телевидении все сложности французской гастрономии. Сегодня при том же собственнике в отеле располагается некая юридическая фирма Jones Day (разведка?), попасть в отель можно только в дни культурного наследия раз в году и увидеть библиотеку правовой литературы, где при Ротшильдах размещался великолепный "Астроном".
Не могла не рассказать об этом отеле, очень богатая история, а другие истории можно читать в телеграм- канале