Сериал «Созвездие» относительно позитивно показывает россиян и уводит свою мифологию в историю космонавтики Советского Союза. В этой картине мира на орбите слышится тявканье Лайки, обитатели МКС сталкиваются с мумией женщины в скафандре СССР (хотя официально погибших женщин не было). А космонавты со станции «Салют-7», похоже, действительно что-то видели. Но не факт, что это были ангелы.
Мифология «Созвездия» (Великобритания, Франция, США) строится на теории о том, что на определенных скоростях и удалении от Земли возникает соприкосновение и взаимное проникновение двух вариантов реальности, и эксплуатирует понятие квантовой суперпозиции.
От этого, по версии авторов фильма, могут возникать явления оживших умерших людей (эффект Соляриса), звуки лая затерянной в космосе собаки Лайки, похожей на кота Шрёдингера (его тут тоже показывают, особенно эффектно, когда живой кот обнюхивает неживого себя), которые якобы слышал советский космонавт Владислав Волков, и прочая квантовая магия.
Один из примеров соприкосновения двух вариантов реальности является странно выжившая шведская космонавтка Джо Эрикссон (Нуми Рапас), попавшая в мир, где сама себя не узнает.
В качестве одного из референсов авторы сериала используют старую легенду. проникшую в крупные мировые СМИ, о том, что шесть космонавтов СССР, работавших на станции «Салют-7», видели в космосе огромные фигуры улыбающихся ангелов. В сериале даже неоднократно показывают газеты со статьями о визите гостей с нимбами на «Салют-7».
Тему появления ангелов рядом со станцией обыгрывал Клим Шипенко в «Салют-7», позже пригласив их на встречу с героиней Юлии Пересильд в «Вызов». Благодаря «Созвездию» этот сюжет еще сильнее закрепился в кинематографе. Только в сериале его пытаются объяснить со строгим научно-фантастическим подходом.
Кроме мифов в «Созвездии» в принципе много России. Русским тут владеет даже супруг Джо, а сама главная героиня играет на пианино Рахманинова. Детально показана работа Роскосмоса над космической экспедицией, при разборе полетов, при посадке корабля.
В кадре масса надписей на русском, облегчающих жизнь на МКС, логотип «Роскосмоса» на скафандре «Орлан МК». Также появляются адекватные российские спасатели на вертолете, чьи шевроны с флагом РФ и нашивки с фамилиями занимают значительную часть кадра.
Россияне тут не карикатурные. Заводят космический корабль не обухом топора, не носят ушанки, не пытаются в любой непонятной ситуации выпить за здоровье. И нормально говорят по-русски.
Российской символики так много и она дается так крупно, что фильм кажется созданным в другие времена (работа над проектом стартовала после известного обострения ситуации, весной 2022 года). Правда, для объективности оценки все-таки стоит до последней серии.
Были когда-то времена, когда на экране масса русских, не похожих ни на узников ГУЛАГа, ни на его вертухаев, ни на агентов КГБ, ни на бандитов? Вряд ли. Этот сериал почти свободен от стереотипов, и это редкий случай.
Но все-таки не полностью. Здесь все-таки есть место заключения, окутанное тайнами (так как российская сторона «постоянно что-то скрывает»). Это не тюрьма, а лечебница для выгоревших космонавтов, но место все равно жуткое, словно из хоррора.
Представители РФ в сериале – хорошие профессионалы и достаточно порядочные люди: готовый отдать жизнь ради команды космонавт Илья Андреев, доброжелательный к героине сотрудник Роскосмоса Сергей Васильев, глава ЦУП Роскосмоса Ирина Лысенко, искренне переживающая за дальнейшую судьбу космонавтики, в том числе за экономическую эффективность корпорации (правда, перехваливать последнюю все-таки не стоит). Этот фильм близок к производственной драме, тут нет злодеев, предателей и борьбы добра со злом.
Если искать антагониста, то к этому статусу ближе американский функционер NASA Генри Кальдера, европейцы и русские упрекают его в недостаточном гуманизме, с ним же связаны криминальная история (не играющая, впрочем, большой роли) и близкий к стандартам комикса конфликт с альтер-эго. Правда, потом в игру вступает и Ирина Лысенко. Но все-таки они оба в полном смысле антагонистами не являются.
У россиян, конечно, есть свои тайны, куда без этого, но они возникают не как повседневная практика, а как исключение на фоне открытости ранее засекреченных данных. Есть и детективная линия с фармакологией (тут также появляются банки и склянки с российскими названиями), отыгрывающая знакомую тему витаминок, которые не совсем витаминки. И связанная с ней тема замалчивания проблем.
В целом первый сезон «Созвездия» не делает российской стороне комплименты, но и не игнорирует её, что уже важно, и даже очень внимателен к ней. Да, в портрете россиянина до сих пор есть черты, поблескивающие металлом, но это касается только персонажа Ирины Лысенко, при этом её позиция выстраданная и отчасти оправдана научно-фантастическим жанром. И она в итоге приходит к положительному решению конфликта между государственной тайной и простой человечностью.
Нервозные, истерящие, выпивающие на рабочем месте в ЦУП и готовые в любой непонятной ситуации бросить человека на орбите топ-менеджеры космонавтики – привычные герои именно российских фильмов, взять хотя бы антисоветский по своей сути опус «Время первых» или «Салют-7», избыточно авантюрный и собравший кучу клише.
Нет, «Созвездие» не создавалось ради демонстрации дружелюбия к РФ, к её проектам и тайнам. Но много ли в самой России в этом веке снято фильмов о космонавтике, где сочетаются доброжелательность, качество постановки и общая адекватность? Пожалуй, это только «Вызов» и «Частица вселенной» (хотелось засчитать «Гагарин. Первый в космосе», но слишком уж он картонный). Поэтому в целом в истории с этим сериалом звездочка упала красиво. Стоит ли загадывать желания на доброжелательность к РФ во втором сезоне, если он будет?
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!