Найти тему
Кинокружок Курилова

7 причин считать «Вызов» интересным фильмом

Кино Клима Шипенко не хуже космического выращивания плесени или «изучения влияния микро-гравитации на растворимость фосфатов кальция в воде», как я уже писал ранее.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

1. Шаг к прогрессу. Если с художественной точки зрения фильм кого-то не впечатлил, стоит уважать его как ведущий к прогрессу эксперимент на стыке науки, технологий и искусства. В любом случае это серьезное событие в истории космонавтики и кино. Будем считать этот факт первым аргументом в пользу «Вызова». Есть у него и другие плюсы.

2. Через 40 лет. Этим фильмом авторы как бы передали привет первой картине, материал для которой специально снимали в космосе, где космонавты также играли космонавтов, правда, без партнерства с профессиональным актером.

Пионером было «Возвращение с орбиты» 1983 года. Фильм Шипенко отметил его 40-летие. В советской картине тоже тщательно показана подготовка космонавтов, включая искусственную невесомость на самолете. И конфликт похожий: герой летит на помощь космонавту, раненному при аварии на орбите, которого нужно вернуть на Землю.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

Конечно, «Вызов» не ремейк советского фильма, события «Возвращение с орбиты» от недомогания космонавта в итоге уходят в сторону катастрофы, в кульминации уже ближе к «Гравитации» (точнее, наоборот). Но уж точно «Вызов» опирается именно на советскую основу.

3. Актеры справились. Юлия Пересильд и Милош Бикович работают отлично, это было предсказуемо. Мрачный герой Машкова, похожий на служебного собакоробота, пыжится и хмурится, чтобы потом стать мягче. Тут на любителя, мне кажется, с актером не угадали. В остальном неплохо.

И главное, что не подвели космонавты. Олег Новицкий (его герой переносит операцию на борту МКС), шутит, что похож на стакан лимонада с трубочкой, переживает, что не увидит дочь... дает достоверные эмоции. Антон Шкаплеров и Пётр Дубров тоже держатся молодцом.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

4. Профдрама удалась. Хорош пролог-катастрофа, где герой Новицкого получает удар при резком сдвиге станции. Следующие 20 минут важно перетерпеть. Знакомство с героями в экспозиции на уровне среднего сериала, общение героини с мамой и ее попытки решить проблемы с дочерью, которой грозит уголовка за драку с дочкой прокурора, выглядит формальным занятием.

Но когда обозначена проблема (слетать в космос и провести операцию на легких) и начался отбор кандидатов, всё приходит в норму, начинается нормальная производственная драма с массой реалистичных деталей, взятых у Роскосмоса и консультантов по хирургии.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».
– Мы в трех миллиметрах от смерти. Толщина стенок станции – три миллиметра.
– Как сейчас не думать об этом? Могли и потолще сделать.
– Денег не хватило.

«Как ты собираешься гемоторакс размыть через один порт?» – фильм наполнен профессиональной магией. Одно только название «плеврэктомия с декортикацией легкого» звучит как заклинание. И это очень хорошо для производственной драмы. После набора терминов идут пояснения для чайников, они звучат на порядок более убедительно, чем рассказы про несущиеся к Земле астероиды.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

В части профдрамы хорош оттянутый финал, показывающий, что у врачей нет четкой победной точки. Трудно ждать и догонять. Большая часть киношного экшна сводится к тому, чтобы догнать, а тут наоборот – нужно ждать. Нет взрывов и полетов на баллоне с газом, но интересно.

5. Жанровая свежесть. Хороша атмосфера фильма-катастрофы. Просто речь о спасении не всего человечества, а только одной жизни. Этот переход от глобального к локальному формирует крепкую гуманистическую метафору, и довольно свежую, как ни странно, применительно к жанру.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

Мы же привыкли видеть что-то огромное: летают астероиды, пыхтят вулканы, сходят с орбит целые планеты. Или хотя бы корабли. У того же Шипенко в «Салют-7» на замерзшей станции вместо инея лед в три пальца, пожар, да еще американцы пытаются целый космический корабль к себе в багажник засунуть. А в «Вызове» основная катастрофа происходит предельно локально, на поверхности легкого.

6. Апофеоз для лучших. Жанровая и сценарная изюминка в том, что тут принципиальная ставка на апофеоз ближе к финалу. Не просто ликвидация катастрофы, а именно пышное торжество гуманизма и профессионализма, за что награда – полюбоваться Землей через большой иллюминатор, отпраздновать, да еще выйти в открытый космос. Да еще под классическую песню «Эхо любви» на стихи Роберта Рождественского.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

7. Магический реализм. С кульминацией в открытом космосе связан еще один интересный момент. В награду за смелость, профессионализм и любовь к жизни ангелы помахали крылышками и посветили огоньками лучшим из лучших.

Так у Шипенко уже было в «Салют-7». Это важная аллюзия, Шипенко показывает, что строит свой киномир, это смело и по праву. Ну, и воспринимается нормально, зритель ведь уже привык к приемам магического реализма.

Кадр из к/ф «Вызов».
Кадр из к/ф «Вызов».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!