Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Лучшие российские фильмы про любовь к своей профессии (ч.2)

Оглавление
Работа трудная, но интересная. Кадр из к/ф «Салют-7».
Работа трудная, но интересная. Кадр из к/ф «Салют-7».

Закончился более чем 30-летний перерыв, когда в России фильмы о «человеке труда» считались унылой советской пропагандой, а в США в это время такие же картины получали «Оскары». Четыре интересных российских производственных драмы я уже вспоминал. Сегодня еще три классных работы.

«Салют-7»: семь раз отмерь

«Салют-7» – фильм по мотивам запуска заглохшей и замерзшей орбитальной станции в 1985 году. Эта работа потребовала от всей команды на Земле и от космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных высочайшего профессионализма и ювелирной точности .

В сцены стыковки добавили драматизма.  Кадр из к/ф «Салют-7».
В сцены стыковки добавили драматизма. Кадр из к/ф «Салют-7».

«Салют-7» нужно было не просто починить и разморозить в экстремальных условиях. Пристыковаться к неуправляемой и крутящейся станции – уже проблема. Но они это сделали!

Да, не совсем историческое кино. Тут добавили истории из других полетов и даже теорию заговора США с похищением станции. Получилась слегка авантюрная, с привкусом политического триллера, но все-таки производственная драма.

Чтобы отогреть станцию, нужно чинить батареи.  Кадр из к/ф «Салют-7».
Чтобы отогреть станцию, нужно чинить батареи. Кадр из к/ф «Салют-7».

И это был правильный выбор: показать не чистый байопик, который из-за идеальных действий экипажа мог выглядеть скучновато, а более объемную историю о профессионализме советских космонавтов.

«Ледокол» – сила команды

«Ледокол» (2016 г.) – отличный пример, когда режиссер-автор (Николай Хомерики) идет в мейнстрим и понимает, что делает. Атмосфера середины 80-х создана так, что ее хочется потрогать. Образцовое вниманием к деталям – от одежды, кубика Рубика, песен Цоя, перемотки кассет карандашом, логотипа Judas Priest на раздолбанной акустической гитаре до разговоров о политике, портрета Михаила Горбачева в газете.

Вредный айсберг мешает работать. Кадр из к/ф «Ледокол».
Вредный айсберг мешает работать. Кадр из к/ф «Ледокол».

История о том, как в 1985 году «Михаил Сомов» попал в арктический ледовый плен и дрейфовал 133 дня, рассказана с элементами «катастрофы». Но это только элементы. Правильнее относиться к этому как к производственной драме по реальным событиям. И можно сказать, что в американском фильме того же 2016 года «И грянул шторм» меньше и мозгов, и реальной жизни.

«Ледокол» силен не столько гонками с айсбергом и приключениями. Главное – портрет команды, которая проверяется на прочность сменой капитана по указке из Москвы.

Герой  Петра Федорова верит в свою команду. Кадр из к/ф «Ледокол».
Герой Петра Федорова верит в свою команду. Кадр из к/ф «Ледокол».

Смысл работы советских моряков символически ставится под вопрос, когда они оказываются забыты страной, где генсеком стал Горбачев, запустивший процессы, разрушившие экономику и культ профессионализма. Страна с вызовом не справилась. Но команда ледокола испытание выдержала с честью.

«Территория» чистоты и свободы

Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг...

«Территория» – прекрасный фильм. Это не триллер и даже не приключения. Это предельно простое, скупое на события и очень длительное (160 минут) кино о любимой работе, идеалах и воле (в двух смыслах этого хорошего слова).

Работа на свежем воздухе. Кадр из к/ф «Территория».
Работа на свежем воздухе. Кадр из к/ф «Территория».

Я не говорю о частичной сумбурности в изложении сюжета книги Олега Куваева. Эти недочеты фильму многие давно простили, и он для массы людей стал культовым. И не зря.

Тут нет врагов, нет острого конфликта, кроме, разве что, типичной для СССР «борьбы лучшего с хорошим», что тоже – не главное. Это фильм о людях, нашедших мечту и свободу, или умерших на этом пути. Это фильм, посвященный тем людям, современникам Гагарина.

Герой Добрыгина нашел золото! Кадр из к/ф «Территория».
Герой Добрыгина нашел золото! Кадр из к/ф «Территория».

Этот фильм помог мне лучше понять природу той силы, что выгоняла людей 60-х, 70-х из городов на неосвоенные еще территории. Долго объяснять, да и не стоит. Всё об этом уже давно сказал Владимир Семенович Высоцкий в песне «Белое Безмолвие».

Север, воля, надежда, страна без границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья...

Первая часть подборки лучших российских производственных драм