В Доме культуры ГЭС-2, изначально знаменитым (кто вспомнит?) тем, что перед ним стоит продукт швейцарского скульптора, представляющего ошметки скульптурного ремесла, увеличенные до такого размера, который должен оправдать ничтожность любого замысла... Так вот, в этой культурной институции до конца апреля открыта выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой", где произведения Ольги Розановой вступают в неравный брак с работами отечественных художниц современности. Как пишут в аннотации: "Связь искусства Розановой с художницами-нонконформистками и художницами позднейших поколений держится на отголосках и отражениях. Проект предлагает обнаружить не визуальные рифмы, а именно созвучия, тонкие и зыбкие параллели между разными временами, жанрами, медиумами, между живописью и поэзией".
Найти в экспозиции работы Розановой просто: они маленькие и сделаны с азартом, любовью, интересом, а чаще это всё совмещается. Они легкие и концентрированные одновременно, в них очевидно молодое любопытство и веселое хулиганство. Работы остальных художниц обладают иными качествами.
Ольга Розанова (1886-1918) по искусствоведческой разнарядке относится к "амазонкам авангарда" и даже назначена "червонной дамой". Она училась, как и многие ее современники, всему и вперемешку - ждать размеренных времен не приходилось. Девушка была продвинутая и школа Званцевой в Петербурге, где учили тогдашнему современному искусству осознанно и методично, была ей по нраву. Проучилась она недолго, но зато познакомилась с Алексеем Кручёных, художественным бунтарем и реформатором языка. Первая их совместная книга называлась "Возропщем", в ней вторым иллюстратором был Малевич. Бешеная витальность авторов перекручивала слова и взрывала картинки. В дуэте Розанова-Кручёных было выпущено 18 "заумных" книг.
Собственно, русская футуристическая книга была создана Ольгой Розановой и Алексеем Кручёных - динамической творческой парой.
Летом 1915-го Ольга Розанова, жившая тогда во Владимире, изготовила серию разнообразных небольших «заумных наклеек» для книги Алексея Кручёных. Считается, что "наклейки" были опытами Розановой на пути к авторскому метода анализа изображения, который позже стал называться "цветопись".
В цикле "Игральные карты" Розанова намекнула на сходство персонажей с чертами Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Левкия Жевержеева, Михаила Матюшина и, конечно же, Алексея Кручёных - отдала главных героев своего художественного круга на откуп непредсказуемости азартной игры.
Ольга Розанова живо реагировала на все измы начала ХХ века и примеряла на себя как заграничные обновки: футуризм, кубизм, фовизм, так и отечественный примитив, а сама в числе первых разрабатывала образы абстрактного искусства.
В одной композиции легко сопрягались реальные и абстрактные элементы, линейные и живописные составляющие, буквы, знаки и фактурные фрагменты. Розанова не знала границ школы, власти среды или диктата кумира, ее несла стихия поиска.
Мнительность и подозрительность среди лидеров авангарда была обыденным явлением. Так, Владимир Татлин, получив мастерскую в одном здании с Малевичем, заколотил окна фанерой, чтобы у него чего не подглядел Казимир Северинович.
Летом 1915-го Ольга Розанова отправляет Кручёных в письмах маленькие коллажи - абстрактные по сюжету "наклейки". Они обсуждают грядущую выставку, которая станет площадкой для старта супрематизма и явит миру "Черный квадрат" Малевича.
Ольга Розанова в письме Кручёных: «Весь супрематизм — это мои наклейки: сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя. Показывал ли ты Малевичу мои наклейки и когда именно?».
Ольга Розанова работает в стиле супрематизма и вступает в общество "Супремус", но ее композиции высоко эмоциональны по сравнению с бесчувственными уравнениями Малевича.
В "Зеленой полосе" (1917) прежняя геометрическая рапсодия уходит и ставка Розановой делается на попытку передать движущимся цветом - свет.
В октябре 1918-го Ольга начинает работать над оформлением аэродрома в Тушино. Там она заболевает и в 32 года умирает от дифтерии.
На посмертной выставке ее картин, этюдов, эскизов и рисунков, устроенной сотрудниками музейного бюро зимой 1918–1919 гг. в Москве, было показано около 250 работ.
Ольга Розанова: «Самое противное во всей этой выставке и в художниках — это то, что все делается исподтишка, и если раньше каждый заботился только о себе, то здесь сейчас более всего заботятся о том как бы во что бы то ни стало повредить другому» - о выставке "0,10" 1915 года.
Ольга Розанова работала в искусстве около восьми лет. Попробовала все течения своего времени как ступени собственного обучения. Была знакома с главными действующими лицами художественной сцены. Была легкой, смелой, азартной, витальной, увлеченной жизнью и творчеством.
Сегодня вместе с ее работами, в одном пространстве ГЭС-2, экспонируется с дюжину художниц современных. Они все разные и каждая из них могла бы выиграть от такого соседства, так сказать - "привязка к положительному бренду". Выигравших нет, зато очевидно, что Розанову никаким женским совриском не подпортить и не зацепить, она - неуязвима. Как говорил про своих многочисленных учеников Павел Филонов: «Они еще не дошедшие».