Найти в Дзене
Artemisia Studio

ПРОСТРАНСТВО И ШРИФТ.

Оглавление

В процессе обучения рисунку и живописи, постоянно идёт разговор о пространстве: пространство между предметами, пространство между изображением и краем листа, пространство самого листа.

-2

Работая над композицией живописного или графического произведения, мы имеем дело с материальными, позитивными формами предметов и, одновременно, с пустыми, негативными формами промежутков между ними. Изображение всегда взаимодействует с заданным форматом листа или холста. В. Фаворский говорил, что предметы посылают эхо к краям поверхности, на которой мы работаем. При таком подходе пространство вокруг материального объекта не менее предметно, чем сам объект. Музыканты и актёры также не считают паузы между звуками или словами пустым местом. Употребляя слово «пространство», применительно к шрифтовой композиции, мы не имеем в виду иллюзорное пространство, где действуют законы линейной перспективы. Шрифтовые композиции, даже, включающие в себя орнамент или изображение, строятся пространственно на очень незначительную глубину, разворачиваются в одном плане.

Расстояния между буквами, строками; между текстом и краями листа (поля); между текстом и изображением осмысливаются и контролируются так же, как пространства между предметами в натюрморте. Каждое слово, будучи составленным из букв, обладающих характерным силуэтом, также имеет свою индивидуальность. Если каждая буква — знак, обладающий определённым пространством, то слово — конструкция из этих пространств. Одни слова имеют много пустых пространств внутри (МОЛОКО), а другие — состоят из повторяющихся вертикальных штрихов (ШИШКИН). Поэтому в первом случае важно проследить, чтобы внутренние дыры не разорвали слово, а во втором — чтобы слово не было похоже на сплошной забор и можно было различить каждый знак. На силуэт слова сильно влияет наличие выносных элементов. Невольно возникает аналогия надписи с орнаментом.

-3
-4

Зрительное равенство площадей пробелов между буквами — условие читаемости шрифта. Но площадь пробела не равна свободной площади между буквами, т.к. часть этого пространства принадлежит самой букве.

-5

Поэтому выравнивание пробела художник всегда делает, полагаясь на свой опыт и глазомер. По точности компьютер не заменит глаз художника, т.к. каждый случай требует индивидуального подхода. Различная конфигурация и размер пробела возникает, когда в слове встречаются два вертикальных штриха (НИ), появляется комбинация вертикального штриха и штриха округлого (НО), вертикального и наклонного (НА), двух округлых (ОС), при соседстве округлого и наклонного (АС). На размер пробела будут влиять засечки, ширина штрихов и ещё ряд факторов. В результате выравнивания пробелов мы должны добиться слитности каждого слова. Если такая работа не будет проведена, слова разобьются на части, и ухудшится читаемость текста.

-6

В первом случае интервалы между буквами проставлены автоматически. Есть ощущение, что последняя буква отделилась от слова. Во втором случае площади межбуквенных пробелов выровнены.

Спасибо, что дочитали до конца!

Поделитесь статьей с остальными

Мы в Telegram | Наш сайт