Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Он активно работал на ФБР и ЦК КПСС, им были чрезвычайно довольны, ценили, награждали, и дожил он до глубокой старости

Наш герой родился в 1902 г. и был потомственным бунтарём. Воспитывался Мойша, как и его брат Янкель, в местечке под Киевом в семье еврейского сапожника Иосифа Чаловского (в различных документах записан и как Чиловский, и Шиловский), и рано понял, как много работает его отец и как мало зарабатывает, поэтому мысль о том, что за хорошую жизнь нужно бороться, стала ему близка, как и слова отца о том, что нужно менять жизнь.

Возможно, отец выглядел так?
Возможно, отец выглядел так?

Отец был членом Бунда – еврейской социалистической партии, выступающей за демократические преобразования в России, был арестован и отправлен в ссылку, откуда бежал. Борцы с «царскими сатрапами» часто, много и смело бегали из ссылок – самым тяжким наказанием за побег было «возвращение к месту отбывания наказания с продлением срока освобождения на 1 год».

Из ссылки Иосифу удалось не только бежать – он добрался в США, начал работать и сумел скопить денег, чтобы вывезти в Чикаго всю семью.

Обосновавшись в Чикаго, Чаловские стали Чайлдсами, Мойше – Моррисом, а его брат Янкель – Джеком.

Работать Моррис-Мойше начал в 14 лет, помогал отцу, был посыльным, но упорно учился – сначала в школе, потом на бесплатных курсах института искусств, где брал книги по истории, философии, очень много читал о русской культуре.

Чикаго начала ХХ века
Чикаго начала ХХ века

Отец стал модным мастером, делал модельную обувь, хорошо зарабатывал, но Морис искал иной путь в жизни – его потрясла весть о революции в России и то, что евреи получили все гражданские права. В девятнадцать лет он вступил в Коммунистическую партию США. Умный, начитанный парень быстро попал на глаза руководству.

Это было удивительное время – революция в России! Американцы считали (конечно, далеко не все, большинству было совершенно безразлично происходящее за океаном!), что Россия проводит огромный социальный эксперимент, становится самой передовой страной, привлекали энергия россиян в стремлении создать новое общество, социальная активность и оптимизм, свойственные и самим американцам. Советская Россия перехватила у Америки лидерство в динамизме развития; о ней говорили как о «громадной лаборатории».

Идеи коммунизма увлекали не только продвинутых рабочих, но прежде всего интеллектуалов – именно отсюда книга Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В Россию едут журналисты, и американские газеты публикуют их обзоры, один из которых назван «Я видел будущее, и оно работает!»

-3

На волне восторга молодой коммунист Морис Чайлдс отправлен партией в Москву, в Международную ленинскую школу марксизма-ленинизма. 2 года он занимается теорией классовой борьбы, психологией, обучается методам овладения вниманием людей. В его характеристике запишут: «Политически устойчив, делу партии предан, политически развит. Хороший партийный и массовый организатор».

В это время компартия США – маргинальная организация, в ней 8 тысяч членов, влияние ничтожно, именно поэтому нужны существенные перемены, а значит, нужны деньги.

Морис становится курьером: до начала второй мировой войны Чайлдс возит из России деньги, на которые издаются газеты, журналы, живут партийные лидеры и активисты, в том числе и он сам.

Авторитет коммунистов вырос в годы войны – теперь СССР не «страна большевиков», а союзник в борьбе, компартия насчитывает почти 90 тысяч членов, шеф ФБР Э. Гувер предупреждает, что идёт проникновение членов Коминтерна даже в американскую армию, на что что глава Управления стратегических служб генерал Донован отвечал, что зачислит в штат хоть самого Сталина, если это поможет одолеть Гитлера.

С началом «холодной войны» для компартии настали тяжёлые времена. Америку потряс процесс над руководителями компартии, обвинёнными в призывам к насильственному изменению политического строя, но ещё больший удар по репутации коммунистов нанёс факт освобождения членов ЦК партии под залог – и их бегство от правосудия!

Морис был потрясён этими событиями и сражён невероятно тонкой работой агента ФБР, который показал ему статьи из советских газет, которые обвиняли евреев в убийствах, вредительстве, изменах. И это страна его мечты?

Чайлдс слёг с инсультом, но ФБР дожимает ситуацию: ему находят лучшую клинику, оплачивают лечение, агент предлагает ему задуматься: «Не кажется ли ему, что Сталин предал идеалы марксизма? Согласен ли он с тем, что коммунизм уничтожил миллионы невинных людей? Какой строй, по мнению Морриса, наилучшим образом удовлетворяет запросы человека – советский коммунизм или американская демократия?»

Член ЦК компартии США, агент Кремля и ФБР
Член ЦК компартии США, агент Кремля и ФБР

Моррис не был тупым ортодоксом и прекрасно понимал, куда клонит его посетитель и что последует за поставленными вопросами. А кроме всего, ему хотелось жить. С этого дня он стал самым успешным агентом ФБР.

ФБР закрепляет успех: в качестве корреспондента газеты в 47-м Морис вновь оказался в Москве, он освещал события сессии Совета министров союзных стран. Здесь Морис столкнулся с разгулом антисемитской кампании в СССР, в реальность которой он отказывался верить, намереваясь доказать всем, что это не более чем антисоветская пропаганда. Но это оказалось горькой правдой. Из Москвы Моррис уезжал глубоко потрясенный.

Какой он делает вывод? Возможно, такой же, как и герой трагедии Шекспира: «Чума на оба ваши дома!»

С 1956 г. компартия США снова обретает легальность, затем Морис приглашён в СССР. Здесь он легенда – борец с американским империализмом с довоенным стажем, его принимают Суслов и Куусинен (они читали лекции в школе Коминтерна), затем он едет в Америку через Китай, где встречается с председателем Мао – тот ищет сторонников в борьбе с «советским ревизионизмом» и открывает американскому коммунисту правду о «предательстве советского руководства». Самое невероятное – Морис везёт не только «советские» доллары – Мао тоже финансирует компартию США!

Возвращение Чайлдса на родину было триумфальным. Коммунисты радовались деньгам, ФБР – сведениям о советско-китайских противоречиях. Это была информация стратегического значения. Моррис упрочил свои позиции и сделался незаменимым и в ФБР, и в партии. В январе 1959 года он был назначен главой партийной делегации США на XXI съезд КПСС.

От сотрудников КГБ Чайлдс (сначала сам, потом и брат Джек) получают деньги – это действительно чемоданы долларов. В 1965 году сумма «помощи» впервые превысила миллион долларов, а в 1980 составила 2 миллиона 775 тысяч долларов.

С 1958 по 1975 год Моррис Чайлдс побывал за границей с партийными поручениями более 50 раз. Он посещал закрытые съезды и конференции компартий не только в Москве, но и в Праге, Варшаве, Будапеште, Восточном Берлине, Гаване, Пекине, Мехико и Торонто. К настоящему времени рассекречены далеко не все архивы ФБР, касающиеся деятельности Чайлдсов, но и имеющихся в свободном доступе данных достаточно, чтобы оценить значимость их работы.

В 1975 году в честь Чайлдса был организован приём в Кремле, на котором Л.И. Брежнев наградил Мориса Чайлдса орденом Красного знамени, через 2 года он сообщил в ЦК КПСС, что устал и уходит на покой, его беспокойная карьера коммуниста закончилась, а в 1987 г. Рональд Рейган наградил 85-летнего Мориса Президентской медалью Свободы как борца с коммунизмом.

Умер Морис Чайлдс в 1991 г. Так кто он?

Разочаровавшийся коммунист? Хитрый делец? Двойной агент? Обычный человек, попавший в невероятную ситуацию и уцелевший?