Работа построена на основе текста "Загадочный электромагнетизм" из научно-популярной книги для детей и состоит из нескольких заданий.
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Определите тип речи текста.
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Загадочный электромагнетизм
Стрелка компаса всегда показывает на магнитный северный полюс. Но ещ... в 1820 году дат...ий физик Ханс Кристиан Эрстед подмет...л: если рядом с комп...сом по проводу прот...кает ток из электрической батареи, то стрелка откл...няется в сторону.
(В) скоре француз...ий уч...ный Франсуа Араго обн...ружил что электрический ток может намагнич...вать сталь, и она, словно обычный магнит, нач...нает притяг...вать к себе железные предметы. (В) след за этим Андре-Мари Ампер, ещ... один француз-исслед...ватель, открыл, что провода, по которым движ...тся ток, могут взаимно пр...тягива(т/ть)ся или, наоборот, отталк...ва(т/ть)ся, словно разноимё(н/нн)ые или одноимё(н/нн)ые полюса обычного магнита. Так исслед...ватели пон...ли, что магнитные и электрические явления тесно связа(н/нн)ы между собой, и научились пр...вращать электричество в магнитную силу.
А в 1831 году англий...ий физик Майкл Фарадей показал, что можно поступать и наоборот: пр...вращать магнетизм в электричество. Фарадей брал катушку изолирова(н/нн)ой медной проволоки и вводил (в) нутрь катушки магнитный стерж...нь. Пр...боры показ...вали что (во) время этого движения по проволоке проходил ток. Когда магнит выходил из катушки (в) новь возн...кал ток но уже обратного напр...вления.
Все эти открытия застав...ли исслед...вателей задуматься, нельзя ли использ...вать (магнитно) электрические явления для создания машины нового типа – электрического двигателя? Ведь тогда единстве(н/нн)ым двигателем была громоз...кая, пыхтящ...я паровая машина.
В те же 30-е годы XIX века это удалось (с/з)делать рус...ому физику Борису Якоби. Его электрический двигатель отличался уд...вительной простотой и лё...костью: он состоял из двух систем электромагнитов, одна из которых вр...щалась, а другая была (не) подвижной. Для питания электродвигателя сконструирова(н/нн)ого русским физиком использ...валась опять-таки химическая электрическая батарея.
Электродвигатель работал так хорошо, что изобр...татель поставил его на (не) большое судно, чтобы он крутил гребные колёса. Однако испытания прошедшие в сентябре 1838 года на реке Неве в Петербурге ок...зались (не) удачными. Слабые батареи, несмотря на то что их было много, быстро иссякли. И члены специально созда(н/нн)ой учётной ко(м/мм)и(с/сс)ии пр...шли к выводу: опыты профе(с/сс)ора Якоби хоть и способствуют познанию загадочных явлений электромагнетизма но для (не) медле(н/нн)ого пр...ктического использ...вания электродвигатель построе(н/нн)ый им не годи(т/ть)ся.
(По В. Малову «Что такое электричество»)
3. Найдите в тексте все союзы и выпишите их, заполнив таблицу (см. образец). Повторяющиеся союзы выписывайте только один раз.
4. Выпишите отдельно подчинительные союзы, определите их значения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Файл для распечатки с ответами можно найти здесь.
Провести уроки по теме "Союз" вам также поможет комплект из 4 рабочих листов и презентации. Темы рабочих листов: "Союз как часть речи", "Сочинительные союзы", "Подчинительные союзы", "Правописание союзов". В каждом рабочем листе - теория и подборка упражнений для закрепления темы. Ко всем рабочим листам есть ответы. В презентации - вся теория по теме "Союз".
Как примерно выглядят рабочие листы, можете посмотреть на прикреплённых картинках.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.