Найти тему
МОЛКОМ Логистика

Факторы трансформации российского рынка логистики

Низкая вакансия складских площадей и высокие ставки, дефицит квалифицированных кадров в отрасли, ежегодный рост eCommerce, а также изменение роли регионов — по-прежнему, ключевые драйверы для логистической отрасли.

Эксперты рынка на одном из отраслевых мероприятий привели статистику:

  1. В 2024 году по России объем ввода складских площадей прогнозируется на уровне 5,8 млн кв. метров. При этом 80% объектов уже законтрактованы. BTS (Build To Suit) и BTR (Build To Rent) — все еще востребованные форматы сделок.
  2. Последние 5 лет в Московском регионе повышается арендная ставка в объектах класса А, в отличие от уровня вакансии, который стремится к нулевому значению. Однако эксперты предполагают, что в 2024 году темпы роста ставок замедлятся.
  3. Повышается интерес девелоперов, ритейлеров и маркетплейсов к регионам. За 2023-й 43% всех сделок пришлось именно на них, а не на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. И это закономерно. По оценке Data Insight в 2024-м доля регионов в доставке продолжает расти. Повышение доходов и изменение структуры потребления покупателей в регионах подпитывает интерес ритейлеров взращивать там складскую и логистическую инфраструктуру.
  4. Основные потребители складских площадей в ЦФО и регионах — маркетплейсы. Wildberries и Ozon — лидеры в этом направлении.

Несмотря на то, что 2024 год в начале своего пути перенимает «наследие» 2023-го, острее ощущается потребность в решениях по оптимизации действующих складских площадей.

Универсальных подходов, конечно, нет. Многое зависит от кейса розничной и онлайн-компании. Но что это может быть:

  1. Пересмотр товарной матрицы — исключение из ассортимента низкооборачиваемых товаров.
  2. Увеличение мест хранения путем достройки мезонина.
  3. Автоматизация склада и более рациональное использование ячеек.
  4. Использование мощностей поставщиков и получение товаров “под запрос”.

И еще один подход, востребованность которого растет — аутсорсинг складских операций. Все чаще ритейлеры и онлайн-продавцы (в том числе те, которые планируют развивать собственный eCom, помимо продаж на маркетплейсах) передают задачи по 3PL и фулфилменту надежным провайдерам. Например, компании МОЛКОМ, которая не только специализируется на складской обработке и доставке грузов, но и строит складские площади для сдачи в аренду.