Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

Стеклянная Икебана: «темная лошадка» в коллекции работ художника Алексея Зеля

Несмотря на то, что «Икебана» часто упоминается в числе лучших произведений Алексея Зеля, сам художник не любил эту работу, считая ее ущербной из-за ошибки, допущенной еще на стадии эскиза. Понимая и признавая свой недочет, отец редко упоминал данную стеклянную композицию, как во время интервью, так и при проведении авторских экскурсий, поэтому людям о ней практически ничего не известно. В этой статье я раскрою секрет «темной лошадки» калужского «Музея стекла».

Стеклянная «Икебана» появилась на свет в 1984 году. К тому времени Алексей Зеля уже имел за плечами ряд успешных выставок, стал узнаваемым художником в кругу любителей декоративно-прикладного искусства. Первые шаги в этом направлении он сделал вместе с другими студентами ЗНУИ, участвуя в местных, областных и всесоюзных культурных мероприятиях. Затем выставочные залы стали приглашать отца напрямую.

Особенно он подружился с любимой многими москвичами маленькой галереей на ул. Разина (Варварка), которая располагалась в старой церкви (в наст. время действующая Церковь Варвары Великомученицы). Организаторы проходящих там вернисажей, неоднократно приглашали Алексея Зеля показать посетителям свои новые стеклянные произведения.

Композиция "Икебана" в экспозиции калужского "Музея стекла Алексея Зеля"
Композиция "Икебана" в экспозиции калужского "Музея стекла Алексея Зеля"

Экспозиция у выставок была сборная (участвовало сразу несколько авторов), подчиненная единой тематике. На одной из таких - «Мелодии цветов» (1983 г) - зритель мог увидеть рукотворные цветы, созданные из различных материалов (стекла, дерева, камня, металла), а еще оригинальные букеты из сухоцветов и природных материалов.

В начале 80-х московская публика находилась под сильным впечатлением от всего японского, в том числе и искусства. Как «дань моде» в цветочной экспозиции галереи на ул. Разина присутствовали и японские икебаны, собранные нашими мастерами. Можете себе представить, что в те времена, существовали отдельные клубы любителей подобных букетов!

Здесь стоит упомянуть, что повальное увлечение японским искусством оказало влияние и на творчество Алексея Зеля. Во многих интервью он упоминал гравюры Хокусая и Хиросигэ, из которых черпал вдохновение, создавая свои стеклянные хризантемы.

Идея сделать икебану из стекла пришла к молодому художнику после того, как он увидел чужие композиции, принимавшие участие в «Мелодии цветов» вместе с его работами. Его разобрало любопытство – «а что на эту тему получилось бы у меня?».

"Икебана", кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Икебана", кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Тут-то он и попался в ловушку - в отличие от участников любительских клубов, он не был посвящен в тонкости философии икебаны и создал свой вариант, нарушив ее основные принципы, руководствуясь лишь фотографиями творений японских мастеров и собственным художественным вкусом.

Это сейчас любую информацию можно с легкостью получить в интернете, а раньше подобный вопрос требовал изучения специальной литературы, которой у Алексея Зеля (во всяком случае – на русском языке) не имелось. Не буду вдаваться во все нюансы сборки такого букета (кому интересно – легко найдет) - главная ошибка отца заключалась в том, что три основных элемента композиции: Син (Небо), Сое (Человек) и Хикае (Земля) должны находиться ассиметрично в трех плоскостях, а его «Икебана» плоская.

Как только произведение увидело свет, на него посыпалась критика. Алексей Зеля был обескуражен. Обычно его новые работы принимались с восторгом, а в этот раз никто не обращал внимания на сложность выполнения стеклянного изделия, технологические находки, оригинальный художественный замысел. Внимание критиков сконцентрировалось вокруг нарушенных принципов.

"Икебана" Алексея Зеля, детали
"Икебана" Алексея Зеля, детали

Все художники болезненно переносят критику, в этом плане мой отец не был исключением. И если в других случаях он стал бы отстаивать личную точку зрения, то здесь был бессилен, ведь правила построения икебаны им, действительно, нарушались.

И что самое неприятное, он не мог исправить свое изделие, переделать согласно канонам, потому что прозрачное стекло не терпит многослойности. Стеклянная композиция хорошо фиксируется глазом, когда все элементы расположены в одной плоскости. Если же развести их так, как требуется в данном случае (то есть в разных направлениях), фигура потеряет свою четкость, будет выглядеть размытой, перестанет «читаться».

//Позволю себе небольшое отступление. При посещении «Музея стекла Алексея Зеля» посмотрите на более поздние работы, такие как «Длиннохвостые синицы» и «Каракумы весной». Они демонстрируются без заднего фона, на просвет. Автор создал их таким образом, что в их элементах нет наложений и пересечений, за счет чего обе прозрачные скульптуры имеют четкие контуры, а их сюжет можно рассмотреть даже с приличного расстояния. В 1984 году мастер еще не брался за задачи подобной сложности.

В общем, папе пришлось признать, что его новая вещь не удалась. Чтобы не провоцировать людей на критику (и самому не расстраиваться) он на долгие годы заточил «Икебану» дома и никому не показывал. Ее не было даже на самой первой персональной выставке в павильоне «Цветоводство» на ВДНХ (1988 г), за которую художник получил золотую медаль.

А потом, помните, я вам несколько раз рассказывала про тот случай, когда практически все его творения оказались на публике. Это уже в 90-е. Две персональные выставки Алексея Зеля работали в регионах, а тут внезапно ему предложили организовать экспозицию в престижном месте Москвы. Тогда мы собрали все, что нашлось дома, у родственников и друзей… и, наконец, достали «Икебану».

"Икебана" Алексея Зеля, фрагмент
"Икебана" Алексея Зеля, фрагмент

Мода на японское давно прошла, а представленное на суд зрителей забытое стеклянное произведение словно получило второе рождение. Посетителям выставки Алексея Зеля очень понравилась цветочная композиция, о чем свидетельствовали многочисленные записи в книгах отзывов - не редко ее выделяли отдельно, как одну из самых полюбившихся вещиц.

Благодаря этим положительным отзывам было решено включить «Икебану» в состав основной постоянно действующей экспозиции. Однако, сам автор так и не смог примириться с этой работой, называл ее «падчерицей» (тогда как остальные ласково именовались «детками»). Скорее всего от того, что в своих изделиях он всегда стремился достичь совершенства формы и смысла, а с икебаной ему этого сделать не удалось.

Пока я писала эту статью, задумалась. Ведь он мог просто-напросто переименовать «Икебану». Назвать ее «Цветочная фантазия» или как-то еще в том же духе. И никто бы не придрался! Характер не позволил. Воспитанный, как сын кадрового офицера, он умел признавать свои ошибки, и всегда был верен данному раз слову.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: