В предыдущей статье, посвященной «Икебане», я рассказала, что импульсом к созданию этого художественного произведения сыграло не какое-то особое вдохновение или душевный порыв Алексея Зеля, а скорее интерес и любопытство.
На одной из выставок, где наряду с его хрустальными цветами демонстрировались и другие изделия декоративно-прикладного искусства, мой отец увидел японские икебаны, собранные нашими мастерами. Не знаю, понравились ли ему эти букеты или нет (возможны оба варианта), но в итоге ему пришло в голову сделать собственную версию икебаны… из стекла.
Художнику было интересно испытать свои возможности в этом направлении. Как с творческой, так и с технической стороны дела - ведь подобного из кварца никто никогда не делал. Предстояло придумать не только эстетический образ, но и преодолеть множество задач на пути его воплощения. В чем же они заключались? Глубоко не углубляясь в профессиональную область кварцедувного дела, расскажу об основных сложностях.
«Икебана» Алексея Зеля представляет собой неразборную фигуру. Что отличает ее от множества других стеклянных букетов, где ваза отдельно, а цветочки, вставленные в нее, отдельно. Вы могли видеть такие в интернете, арт-салонах, выставках при фабриках стеклоделия. Сделать цельную скульптуру по сложности и мастерству… это как ездить на велосипеде и летать на самолете. То есть - высший пилотаж.
Мой отец мог бы с легкостью делать как все - вазу и отдельно к ней цветы, технологически это гораздо проще. Но такие вещи он считал ширпотребом, а не произведением искусства. К тому же, он никогда не шел по пути упрощения, напротив, ставил перед собой трудновыполнимые цели и упорно трудился, пока не добивался успеха.
Все композиции Алексея Зеля собирались за один прогон в интенсивном пламени, при постоянном соблюдении предельно высокого (насколько позволяло оборудование) температурного режима, без скачков и перепадов. Такая специфика связана с тем, что все изменения, сделанные после охлаждения стеклянного изделия, неизменно приведут к появлению трещин, браку.
Как и остальные произведения художника, «Икебана» создавалась зараз и набело, без возможности внесения конструктивных изменений в дальнейшем. Скомпоновать все элементы, выровнять и сбалансировать букет относительно длинной узкой вазы, одновременно поддерживая стабильную температуру плавления совсем не просто. Помимо прочего, в таком деле требуется физическая сила и выносливость.
Чтобы не возникло недопонимания (я уже много раз писала об этом, но для новичков повторюсь) - детали композиции изготавливались заранее, до финальной сборки. Этап предварительной подготовки составных элементов порой занимал месяцы, а в отдельных случаях (напр. у «Аквариума») - годы.
Еще одна сложность, которую Алексей Зеля был вынужден решать при подготовке каждого нового произведения - моделирование крепкой и устойчивой основы изделия. После он разработал свою универсальную наборную подставку, а до этого много экспериментировал с разными вариантами базы.
Для «Икебаны» мастер придумал изящное и интересное решение, которое больше ни разу не повторил - полураспустившийся бутон с резными листочками. Визуально он выглядит воздушным и нежным, но при этом достаточно надежен, чтобы выдержать вес цветов и вазы. Чтобы точка опоры не подвела, художник хорошо сбалансировал композицию.
Теперь о материалах. На тот момент (в 1984 году), Алексей Зеля располагал только прозрачным, желтым, белым и тугоплавким красным стеклом. Лепестки центральных цветов выплавлены из белых кварцевых трубок и растянуты до тончайшего полупрозрачного состояния. До «Икебаны» автор не создавал ничего подобного из белого кварца, да и после такие растения в своих творениях не использовал.
А вот с лозой - обратная ситуация. Для «Икебаны» умелец-кварцедув сформировал на своей горелке оригинальный желтый виноград, который потом не раз повторился в других, более поздних, произведениях.
Кстати, свой первый виноград - прозрачную гроздь в натуральную величину, отец сделал еще на заводе МЭЛЗ, тогда еще не помышляя о карьере художника. Получилась эффектная вещица - падающий на нее свет отражался и играл в каждой ягодке. Миниатюрный вариант из желтого стекла появился гораздо позже, более совершенный в исполнении и декоративный в образе.
Ну а последней особенностью композиции «Икебана» я назову тот факт, что в творчестве Алексея Зеля она относится к разряду «случайных» работ. Она не привязана к его излюбленным тематикам: природе, животным, парусному флоту и стоит особняком также как и его сосуды «Весна» и «Восточный», декоративная настенная тарелка с бабочками. Эти произведения находятся в калужском «Музее стекла», познакомившись с ними, вы сможете убедиться в непревзойденном мастерстве художника-кварцедува Алексея Зеля.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: