Найти тему
Просто о психологии

Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Оглавление
Нежелание ребенка учиться - одна из самых распространенных жалоб родителей. Фото: www.freepik.com
Нежелание ребенка учиться - одна из самых распространенных жалоб родителей. Фото: www.freepik.com

Жалобы родителей на нежелание ребенка учиться являются одними из самых распространёнными при обращении за помощью к психологу. Взрослым хочется, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и заинтересованность, выполняя домашние задания и демонстрируя свою активность на уроках. Но, увы, не все дети демонстрируют подобное поведение.

Для того, чтобы справиться с такой трудностью, необходимо взглянуться в корень проблемы, а именно – разобраться, почему может возникнуть нежелание учиться. С этим нам помогла доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ наук Анна Анатольевна Адаскина.

Топ пять причин, вызывающих нежелание учиться

1. Неготовность к школьному обучению. Ребенок приходит в школу с недостаточным уровнем навыков и игровой мотивацией, быстро становится неуспешным, привыкает к упрекам, замечаниям и низким оценкам, что приводит к ощущению тотального неуспеха.

2. Завышенные требования родителей и фиксация на оценках. Родители, ожидают от ребенка высоких результатов, а в общении фиксируются только на школьных успехах, а чаще - неуспехах. Ребенок начинает чувствовать постоянное давление и дискомфорт, у него складывается представление, что родителям сам он неинтересен, их интересуют только оценки.

3. Неинтересный формат обучения. Даже высокомотивированные дети часто теряют интерес к учебе в первые годы обучения, так как учителя нередко формально ведут уроки, не давая возможности проявиться детской любознательности, творческим задаткам.

4. Школьный буллинг становится распространенным явлением, из –за которого дети ненавидят школу и отказываются в нее ходить. К сожалению, справиться с буллингом в одиночку ребенку не под силу, ему требуется помощь и поддержка взрослых.

5. Перегрузки. Многие школьники не справляются с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками (а они объективно таковыми и являются), что приводит к выгоранию (истощение, чувство беспомощности, неверие в свои силы, безразличие).

К сожалению, родители не могут повлиять на все факторы образования своего ребенка. Однако, в их силах создать дома поддерживающую обстановку и минимизировать те факторы риска, о которых мы рассказали выше.

Многие школьники не справляются с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками Фото: www.freepik.com
Многие школьники не справляются с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками Фото: www.freepik.com

Как мотивировать учиться детей разного возраста

Ученики начальной школы нуждаются в похвале и одобрении, для детей этого возраста очень важна положительная оценка взрослого, которую мы так часто забываем им дать. Особенно хорошо работает быстрое поощрение, сразу после выполнения верного действия («Напишешь три строчки, играем в настолку»).

Установлено, что формы обучения, при которых поощряется самостоятельность мышления, дискуссии, помогает сохранить познавательную активность у большинства учеников, поэтому важно поддерживать стремление ребенка в озвучивании своих мыслей, предположений. Не менее важно поддерживать в ребенке любознательность, стараясь связать изучаемый материал с его собственными интересами (например, изучая английский, обсуждать любимые игры ребенка).

Учебная мотивация подростков под давлением сложностей пубертата обычно снижается, усиливаются протестные настроения, а учеба часто становится полем боя, на котором подросток пытается отстоять собственную независимость доступными ему способами. Родителям стоит помнить, что такое поведение является нормальной особенностью, которая сопровождает подростковый возраст, поэтому не стоит драматизировать.

Одной из ведущих потребностей подростка является уважение к его взрослости. Среда (школьная или семейная), где подростка слышат и понимают, уважительно относятся к его мнению, является мотивирующей. Учителя, дающие возможность свободно дискутировать, обычно вдохновляют учеников на самостоятельные размышления и поиски. В этот период важно не ограничивать подростка в его внешкольной активности и общении, так как другой важной задачей возраст является понимание самого себя.

Задачи подротскового возраста - это понимание себя, поиск интересующих тем, общение со сверстниками. Поэтому снижение интереса к учебе - нормальная часть взросления. Фото: www.freepik.com
Задачи подротскового возраста - это понимание себя, поиск интересующих тем, общение со сверстниками. Поэтому снижение интереса к учебе - нормальная часть взросления. Фото: www.freepik.com

Общение с подростком должно быть честным и основываться на фактах. Так, например, нужно понимать, что диалог с подростком, который решил «не идти в университет, а быть блогером» должен основываться на аргументах и знании современных реалий. Подростку очень важно чувствовать понимание и приятие своих родителей, а также готовность всегда прийти на помощь, даже если ваши точки зрения отличаются.

Безусловно, помогать ребенку справиться с трудностями бывает очень сложно, но кто сделает это лучше, чем его собственный родитель?