Продажа квартиры с торгов за долги – непростая процедура. Дело усложняется, если продавать приходится не квартиру, а долю. А уж если оставшаяся доля принадлежит родственникам должника, без судов не обойтись. О том, как быть в такой ситуации, рассказываем далее.
В московской квартире проживали мать, дочь и ее ребенок. Пожилая женщина владела третью квартиры, а остальные две трети были записаны на дочь и внука. После смерти вся квартира должна была перейти ее членам семьи. Однако ситуация осложнилась долгами покойной. В дело вмешались кредиторы и потребовали треть квартиры, которую планировали продать с торгов.
Возбуждение процедуры банкротства предполагает продажу имущества должника, чтобы компенсировать кредитору ущерб. А поскольку ее можно запустить посмертно, то перед матерью и сыном появилась тревожная перспектива получить нежданного соседа. Однако дочь умершей решила заявить о своих правах на неприкосновенность жилища и обратилась в суд.
Требование убрать долю в квартире из конкурсной массы женщина обосновала тем, что данная недвижимость – единственное жилье для семьи. Разбирательство началось с неудач. Сразу три судебные инстанции приняли сторону кредитора. Судьи посчитали, что раз дочь сохраняет свою долю, то о неприкосновенности жилища вопрос не ставится.
Женщине пришлось бы признать свое поражение, если бы Верховный суд не высказался на эту тему. Судьи сослались на статью 223.1 закона о банкротстве, согласно которой в конкурсную массу нельзя включать жилую недвижимость (целиком или по частям), если кроме него у наследников нет иного жилья. Но и в этом случае кредиторы имели бы шанс на успех, если бы квартиру признали коммунальной. Но поскольку она принадлежала одной семье, ВС РФ поддержал женщину.
Судьи напомнили коллегам о том, что аналогичное решение они бы приняли и в случае прижизненного банкротства. Закон не должен поддерживать появление долевой собственности у людей, не связанных меж собой. Если допустить такой подход, то в стране вырастет количества коммунальных квартир. Это приведет к нарушению прав граждан на достойную жизнь, защищаемых Конституцией.