Найти тему

Непростая тема: дети и ранний секс

Оглавление

Смотрю я на эту тему и думаю: "Это какие-то несовместимые слова, как они оказались рядом?".

Скажу сразу, что в этой статье не будет привычных рекомендаций, анализа как надо и не надо, обзоров разных взглядов. Мне просто важно поразмышлять о случившемся без оценок и поиска виноватых.
Ваши истории, вопросы и описание чувств приветствуются, оскорбления, призывы к насилию, постановка диагнозов и пр. отправляются в бан. Надеюсь на понимание и адекватную реакцию.

Но давайте по порядку.

В рамках обучения мы отрабатываем навыки консультирования родителей и детей в тройках: три студента, где один — в роли психолога, второй — в роли клиента, третий — в роли наблюдателя. Кейсы должны быть выдуманными, чтобы не нарушать конфиденциальность

В одной из таких отработок я была клиенткой, у которой дочь в 5 лет начала задавать вопросы о сексе. Мы отработали кейс, и одна из одногруппниц говорит:

"Слышали новость? Девочка 11 лет подарила групповой секс мальчикам из восьмого класса на 23 февраля".

Я тогда об этой новости не слышала, поэтому пошла искать информацию в интернете. Нашла. И мне понадобилось много времени, чтобы осмыслить прочитанное.

Реакция общественности

Новость эта довольно резонансная. В разных источниках можно найти разные детали и описание случившегося. Но меня в большей степени интересовали комментарии читателей.

Комментарии эти были очень разношерстные:

  • кто-то обвинял девочку в совращении мальчиков
  • кто-то обвинял мальчиков в изнасиловании девочки
  • кто-то обвинял западную пропаганду
  • кто-то обвинял отечественную политику
  • кто-то обвинял родителей
  • кто-то обвинял гаджеты и интернет
  • кто-то писал, что все женщины с детства распутные ... (тут каждый может добавить подходящее по смыслу слова)
  • кто-то писал, что в этом возрасте играл во дворе или в куклы
  • кто-то писал, что занимался подобным в своём детстве, и всё было ок
  • кто-то говорил, что вот в советское время такого не было
  • кто-то доказывал обратное
  • кто-то поддерживал мальчиков и оправдывал их действия пубертатом
  • кто-то поддерживал девочку и говорил, что ничего такого не случилось
  • кто-то считает, что детей мало били и наказывали
  • кто-то просил видео "подарка"
  • кто-то жалел, что в его детстве такого не было

В общем, мнения разделились.

Я читала статьи в разных источниках, комментарии к ним и пыталась разобраться, что же я чувствую и думаю на этот счёт?

Моя реакция

Первое, что я для себя отметила, это то, что я не любитель выносить вердикты по статьям СМИ, часто в этих историях недостаточно информации, чтобы делать какие-то объективные выводы. Обычно в этих статьях слишком много пространства для фантазий и додумывания, что порождает такие разные мнения.

Мне же в свою очередь важно абстрагироваться и задать вопросы для прояснения ситуации.

1. Наличие физического, эмоционального или сексуализированного насилия в опыте детей

Важно прояснить, есть ли в жизни детей опыт, который мог бы повлиять на их решения. Наличие физического и эмоционального насилия создаёт сильное напряжение в психике ребёнка, и оно может искать выход в агрессии на других, в агрессии на себя и в сексуальной разрядке.

Сексуализированное насилие со стороны родственников, учителей, тренеров, соседей и т.д. стирает границы и ощущение, что моё тело мне принадлежит. При определённых особенностях психики у таких детей может развиваться гиперсексуальность.

2. Атмосфера в семье

Сюда можно отнести финансовые, психологические, социальные и эмоциональные сферы. Важно понять, удовлетворены ли базовые потребности ребёнка. О потребностях можно прочитать тут:

Необходимо разобраться, как устроено общение в семье. Могут ли родители и дети говорить на сложные темы без запугиваний, унижений и т.д. Может ли ребёнок испытывать поддержку, готов ли он делиться переживаниями, опасениями, сомнениями.

Часто я слышу мнение, что ужас происходит с детьми, потому что семьи какие-то неблагополучные. Но это не всегда так. Иногда семья может быть очень обеспеченной, с виду обычной без каких-либо дисфункций, но в ней совершенно не выстроена коммуникация, доверие и поддержка.

3. Опыт половой идентификации и осведомлённость в вопросах сексуального развития

Тема сексуального развития одна из табуированных тем в вопросах воспитания. Многим родителям кажется, что лучшая стратегия — молчать, пусть дети сами узнают, когда придёт время. К сожалению, эта стратегия ведёт к печальным последствиям.

Людям кажется, что информация о сексуальном развитии человека развратит ребёнка, и его интерес наоборот будет подогреваться. Однако исследования и практика опровергают это положение.

В контексте заявленной темы важно узнать, каким образом у детей сформировалось представление о сексе: рассказы сверстников, порнографические видео, рассказы не по возрасту от взрослых, опыт наблюдения за взрослыми и т.д.

В рамках полового просвещения очень важна мысль, что сексом занимаются взрослые, что это не только физиологический процесс, но и определённые последствия, которые дети не могут оценить в силу возраста. Кроме того, половое просвещение — это не обсуждение секса как такового, а формирование адекватных представлений о развитии человека.

4. Гормональный фон детей

Границы подросткового возраста сильно смещаются в обе стороны. Сегодня признаки взросления наблюдаются у некоторых детей уже в 9 лет. То есть в 9 лет мы видим подростка, который телесно готов сексуально проявляться.

Тем не менее есть иные способы, как человеку справляться с этим, не вступая в интимную близость. Здесь мы снова возвращаемся к пунктам про атмосферу в семье и половое просвещение: может ли родитель заметить изменения и адекватно отреагировать? Может ли ребёнок рассказать об изменениях в теле без чувства вины и стыда? и т.д.

-2

Данная тема сложная и комплексная. Она вызывает в нас много чувств и эмоций: страх, отвращение, злость, растерянность и т.д. Очень хочется найти виноватых, расставить всё по своим местам. Однако это очень сложно сделать в рамках тех данных, которые дают СМИ.

Вовлечение детей в ранний сексуальный опыт — это не плоды современности. Не стоит питать иллюзий на этот счет, достаточно обратиться к истории. Дети всегда были лёгкой мишенью, так как у них нет ни физических, ни психологических возможностей противостоять информации или другому человеку.

У детей до полового созревания нет интереса к сексу как к процессу, но есть интерес к особенностям развития мальчиков и девочек. При гормональных изменениях многое в жизни человека меняется, появляется интерес другого толка. Однако иметь интерес и реализовывать этот интерес с другим человеком — это не одно и то же. Очень многое будет зависеть от среды, в которой развивается ребёнок.

Уважаемые читатели, ещё раз напомню о правилах комментирования этой статьи. Ваши истории, вопросы и описание чувств приветствуются, оскорбления, призывы к насилию, постановка диагнозов и пр. отправляются в бан. Надеюсь на понимание и адекватную реакцию.

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com