Найти тему

Как понимание потребностей ребёнка может облегчить жизнь родителям

Родительство — тяжелейшая задача. К сожалению, в большинстве своём взрослых не учат быть родителями, и когда рождается ребёнок, они вынуждены действовать путём проб и ошибок. Если вы решили прочитать эту статью, значит, у вас есть вопросы и вы ищете на них ответы. Если вы заинтересованы в новых знаниях и умениях, вы уже делаете очень многое для своих детей и себя.

Сегодня мы разберём очень важную тему в контексте отношений с детьми. Поняв её, вы уже значительно облегчите себе жизнь. Итак, страшное слово «Потребности»...

На фото я и театр кукол «Экият» в Казани
На фото я и театр кукол «Экият» в Казани

Сначала небольшая ремарка. У каждого человека эти самые потребности есть: будь ему 30/40/50 или всего год или три. Поэтому очень важно в желании удовлетворить потребности ребёнка, не забыть и про себя. Думаю, вы не раз слышали фразу:

Сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка.

В контексте психологического состояния это работает по такому же принципу.

Потребность — зверь, которого нужно кормить

Вы слышали когда-нибудь притчу, что в нас живёт зверь, которого нужно кормить, а иначе он съест тебя? Я не знаю, про какого зверя тогда хотел сказать автор. Но это была бы хорошая аналогия с потребностями, так как в нас живёт целый зоопарк.

И каждого этого зверя важно кормить. В основе картинки пирамида потребностей А. Маслоу
И каждого этого зверя важно кормить. В основе картинки пирамида потребностей А. Маслоу

Думаю, вы уже заметили, что потребность ≠ желания.

У нас может быть желание купить новый айфон, и этой покупкой мы можем удовлетворить потребность в признании (если для нас айфон приравнивается к какому-то статусу) или потребность в безопасности (если покупка айфона говорит, что у нас есть деньги и мы выживем в этом мире). Наши желания — это способ удовлетворить потребности.

Но при чём же тут дети?

Представьте ситуацию. Ваш ребёнок очень раскапризничался. Он буквально бьётся в истерике, а вы растерялись и не знаете, что делать.

Если смотреть на ситуацию с точки зрения потребностей, причины могут быть следующие:

  • Возможно, у ребёнка не удовлетворены физиологические потребности: он не выспался, и поэтому капризничает, он голодный, и поэтому злится
  • Возможно, у ребёнка не удовлетворена потребность в безопасности: он по какой-то причине напугался и теперь хочет привлечь внимание родителя, чтобы тот его защитил
  • Возможно, таким образом ребёнок хочет привлечь внимание и удовлетворить потребность в признании: заметь меня!

В зависимости от того, какая потребность сейчас не закрыта у ребёнка, родителю важно подобрать способ поддержки:

  • Уложить спать, накормить
  • Обнять и сказать слова поддержки
  • Обратить внимание, побыть с ребёнком

Чем чётче вы будете понимать, какая потребность у ребёнка фрустрирована, тем быстрее и проще вы справитесь со сложной ситуацией.

Чего хотят женщины дети?

Когда ребёнок совсем малыш, ему, в первую очередь, важны базовые группы потребностей:

  • Физиологические потребности (сон, еда, вода, тепло и т.д.)
  • Потребности в безопасности (мама рядом и всё хорошо)

Но чем старше становится человек, тем шире спектр его потребностей и тем более вариативные способы их удовлетворения.

Например, для детей 3-4-х лет потребности в безопасности могут выражаться в желании предсказуемости, защищённости, однотипной еды, мест, занятий.

Поэтому детки в этом возрасте могут с неохотой, а иногда и с истериками воспринимать новую дорогу до садика, новую еду, новую одежду и т.д.

В этом же возрасте обостряются социальные потребности (общение с другими людьми, получение заботы и поддержки) и потребности в уважении и признании (признание успехов, проявление любви, уважение и т.д). Ребёнку становится важно, чтобы его воспринимали как личность.

Потребности в творчестве и познании в разном возрасте также видоизменяются.

Например, дети года-трёх всюду суют свой нос, хотят всё потрогать, понюхать, попробовать на зубок, раскопать цветок, разбить стакан и т.д.
Дети четырёх-шести лет также любопытны, но уже более осторожны. Им начинает нравиться рисовать, лепить, строить из лего и т.д.
Дети младшего школьного возраста испытывают большой интерес к естественным наукам.
Дети с 12 лет начинают интересоваться другими людьми и социальными сферами.

Если грамотно поддерживать потребности в творчестве и познании, можно вырастить очень любопытного человека!

Эстетические потребности (красота, путешествия, походы в интересные места) и потребности в самоактуализации (лидерство, желание быть лучше и самостоятельнее) наиболее сильны с подросткового возраста.

Думаю, вы заметили, что некоторые потребности могут быть полярными. Например, потребности в безопасности и потребности в познании. С одной стороны, ребёнку хочется чувствовать себя стабильно, с другой стороны, ему хочется исследовать этот страшный мир. Когда тебе три, это просто патовая ситуация. И без истерик тут не обойдёшься.

-3

Очень часто за непослушанием, истериками, криками, неадекватным поведением ребёнка стоит неудовлетворённая потребность и попытки эту потребность как-то удовлетворить. Дети делают всё наугад и используют те средства, которые считают рабочими. Обычно это крик — в младенчестве же срабатывало!

Понимая причину того или иного поведения, родителю намного легче принять решение, которое благоприятно повлияет на ситуацию.

Задача родителя — научить ребёнка замечать свои потребности и самостоятельно обслуживать их наиболее гармоничным образом. Но чтобы научить этому ребёнка, важно замечать свои потребности и способы их удовлетворения.

Про какие потребности хотелось бы узнать подробнее?

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц