Родительство — тяжелейшая задача. К сожалению, в большинстве своём взрослых не учат быть родителями, и когда рождается ребёнок, они вынуждены действовать путём проб и ошибок. Если вы решили прочитать эту статью, значит, у вас есть вопросы и вы ищете на них ответы. Если вы заинтересованы в новых знаниях и умениях, вы уже делаете очень многое для своих детей и себя.
Сегодня мы разберём очень важную тему в контексте отношений с детьми. Поняв её, вы уже значительно облегчите себе жизнь. Итак, страшное слово «Потребности»...
Сначала небольшая ремарка. У каждого человека эти самые потребности есть: будь ему 30/40/50 или всего год или три. Поэтому очень важно в желании удовлетворить потребности ребёнка, не забыть и про себя. Думаю, вы не раз слышали фразу:
Сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка.
В контексте психологического состояния это работает по такому же принципу.
Потребность — зверь, которого нужно кормить
Вы слышали когда-нибудь притчу, что в нас живёт зверь, которого нужно кормить, а иначе он съест тебя? Я не знаю, про какого зверя тогда хотел сказать автор. Но это была бы хорошая аналогия с потребностями, так как в нас живёт целый зоопарк.
Думаю, вы уже заметили, что потребность ≠ желания.
У нас может быть желание купить новый айфон, и этой покупкой мы можем удовлетворить потребность в признании (если для нас айфон приравнивается к какому-то статусу) или потребность в безопасности (если покупка айфона говорит, что у нас есть деньги и мы выживем в этом мире). Наши желания — это способ удовлетворить потребности.
Но при чём же тут дети?
Представьте ситуацию. Ваш ребёнок очень раскапризничался. Он буквально бьётся в истерике, а вы растерялись и не знаете, что делать.
Если смотреть на ситуацию с точки зрения потребностей, причины могут быть следующие:
- Возможно, у ребёнка не удовлетворены физиологические потребности: он не выспался, и поэтому капризничает, он голодный, и поэтому злится
- Возможно, у ребёнка не удовлетворена потребность в безопасности: он по какой-то причине напугался и теперь хочет привлечь внимание родителя, чтобы тот его защитил
- Возможно, таким образом ребёнок хочет привлечь внимание и удовлетворить потребность в признании: заметь меня!
В зависимости от того, какая потребность сейчас не закрыта у ребёнка, родителю важно подобрать способ поддержки:
- Уложить спать, накормить
- Обнять и сказать слова поддержки
- Обратить внимание, побыть с ребёнком
Чем чётче вы будете понимать, какая потребность у ребёнка фрустрирована, тем быстрее и проще вы справитесь со сложной ситуацией.
Чего хотят женщины дети?
Когда ребёнок совсем малыш, ему, в первую очередь, важны базовые группы потребностей:
- Физиологические потребности (сон, еда, вода, тепло и т.д.)
- Потребности в безопасности (мама рядом и всё хорошо)
Но чем старше становится человек, тем шире спектр его потребностей и тем более вариативные способы их удовлетворения.
Например, для детей 3-4-х лет потребности в безопасности могут выражаться в желании предсказуемости, защищённости, однотипной еды, мест, занятий.
Поэтому детки в этом возрасте могут с неохотой, а иногда и с истериками воспринимать новую дорогу до садика, новую еду, новую одежду и т.д.
В этом же возрасте обостряются социальные потребности (общение с другими людьми, получение заботы и поддержки) и потребности в уважении и признании (признание успехов, проявление любви, уважение и т.д). Ребёнку становится важно, чтобы его воспринимали как личность.
Потребности в творчестве и познании в разном возрасте также видоизменяются.
Например, дети года-трёх всюду суют свой нос, хотят всё потрогать, понюхать, попробовать на зубок, раскопать цветок, разбить стакан и т.д.
Дети четырёх-шести лет также любопытны, но уже более осторожны. Им начинает нравиться рисовать, лепить, строить из лего и т.д.
Дети младшего школьного возраста испытывают большой интерес к естественным наукам.
Дети с 12 лет начинают интересоваться другими людьми и социальными сферами.
Если грамотно поддерживать потребности в творчестве и познании, можно вырастить очень любопытного человека!
Эстетические потребности (красота, путешествия, походы в интересные места) и потребности в самоактуализации (лидерство, желание быть лучше и самостоятельнее) наиболее сильны с подросткового возраста.
Думаю, вы заметили, что некоторые потребности могут быть полярными. Например, потребности в безопасности и потребности в познании. С одной стороны, ребёнку хочется чувствовать себя стабильно, с другой стороны, ему хочется исследовать этот страшный мир. Когда тебе три, это просто патовая ситуация. И без истерик тут не обойдёшься.
Очень часто за непослушанием, истериками, криками, неадекватным поведением ребёнка стоит неудовлетворённая потребность и попытки эту потребность как-то удовлетворить. Дети делают всё наугад и используют те средства, которые считают рабочими. Обычно это крик — в младенчестве же срабатывало!
Понимая причину того или иного поведения, родителю намного легче принять решение, которое благоприятно повлияет на ситуацию.
Задача родителя — научить ребёнка замечать свои потребности и самостоятельно обслуживать их наиболее гармоничным образом. Но чтобы научить этому ребёнка, важно замечать свои потребности и способы их удовлетворения.
Про какие потребности хотелось бы узнать подробнее?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.