Низовые казаки, были смуглолицыми, кареглазыми,черноволосыми,в верховьях Дона где было много, и переселенцев из России там преобладал славянский тип казака.Понятно,что и в верховых станицах и низовых,можно было встретить и одних и других.В 17-18вв. Практически все жители Дона понимали татарский и турецкий языки,а многие и говорили на них.Если бабка в семье была татарка или тур чанка,то говорили на двух языках татарском и русском,или турецком и русском. Но, эта традиция говорить на этих языках уходит из быта донских казаков в 19 веке.
Главой семьи, конечно был отец на него ложились все работы связанные с сельским хозяйством,он участвует в общественной жизни станицы,на плечи матери ложилась вся работа по дому.По мере того, как дети подростали,они помогали родителям, а, женившись, сыновья приводили в дом невесток, тогда работы перераспределялись:старшая невестка готовила на всех еду,средняя смотрела за детьми и убирала дом, младшая ухаживала за двором и птицей.В отсутствие, когда казак был на войне или на военной службе, главой семьи становилась мать,которой приходилось выполнять не только женскую,но и мужскую работу:пахать землю, сеять и убирать хлеб,ловить рыбу и многое, многое другое.И отец и мать пользовались уважением детей,которые обращались к ним только на "вы".Но, если отец пользовался как глава семьи,то родимая матушка всегда чтилась в казачьем быту. Ее право на любовь покупалось дорогою ценой неустанного труда, трогательной заботой обо всех членах семьи,преждевременной потери красоты,молодости и здоровья.Все свои силы она отдавала на благополучие своей семьи,воспитывала в своих детях любовь к родной земле,чувство национальной гордости.После ритуала посвящения, который включал ритуальную посадку на коня.Мать выводила ребенка в степь ночью и,указывая вверх,говорила ему:звёзды глаза дедов и прадедов и всех твоих предков великих.Они неусыпно глядят на твои подвиги,как ты защищаешь cвой очаг и свой род"Возрастая, ребенок знал,за каждым его поступком наблюдают "глаза его предков".Став воином он уже не ведал страха.Он знал,что ежели погибнет с врагами,Рода,то попадет в рай, на радость предкам.Г.В Губарев писал: "Века постоянных боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданных опасностей .На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне,ловко владела арканом,луком и самопалом.Умела встать на защиту своих детей, куреней и станиц...Дончиха была женщиной свободной, жившей в обществе,не знавшей рабства и крепостничества. Отсутствие крепостного права и личная свобода, безусловно повлияли на характер казачки и развили в ней такие черты характера как: самоотверженность, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы и убеждения.А принятие самостоятельных решений (в отсутствии мужа) по тем или иным житейским проблемам требовали от неё разумности,ответственности,смелости и мудрости.На Дону не было гаремов и помещений типа русских теремов, женщины не обязаны были носить чадру.Уже в 18 веке они получают права гражданства и могут появляться в обществе мужчин.Правда, они ещё " не могли вмешиваться в общий разговор и одушевлять беседы своим влиянием."Более свободно и уверенно казачки чувствовали себя,когда собирались в своем кругу.В таких женских собраниях они распивали меда,пели псалмы и старинные казачьи песни.В 19 веке казачки получают ещё больше свободы.Некоторые "жармелки",чьи мужья были на службе "гуляли и вольничали".Это конечно приводило к конфликтам в семье.В стародавние времена,говорят,казак вернувшись со службы и узнав,что жена была ему неверна, шашкой снимал голову с её плеч.Но,а вообще, дело редко заканчивалось даже разводом, обычно ограничивалось поркою. Незаконно рождённых детей, на Дону они назывались нахалятами, мужья чаще всего признавали за своих или отдавали в чужие семьи,там их удочеряли или усыновляли, по достижении совершеннолетия зачисляли в казаки таким образом не давали пропасть детям греха.У вдов и девок дети родившиеся без мужа считались также казаками...