Найти в Дзене

Народная роспись Хохлома: как понимать и различать ее виды

Оглавление

Хохломская роспись, пожалуй, самая известная из видов народного искусства не только на территории нашей страны, но и далеко за ее границами, и является одним из старейших промыслов России. Уникальность этого промысла в оригинальной, нигде в мире более не применяемой, технике окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота, а также использовании своеобразного стиля орнамента, рожденного в ходе развития многовекового народного опыта.

Современные изделия фабрики "Хохломская роспись". Источник: https://goldenhohloma.com/catalog
Современные изделия фабрики "Хохломская роспись". Источник: https://goldenhohloma.com/catalog

Изысканные и пышные хохломские орнаменты с мотивами трав, сплетенными цветами и гроздями ягод («травная» роспись, композиции «под ягодку» или «под листок», роспись «под фон», «кудрина»), как и строгие, лаконичные геометрические орнаменты (орнаментальные полосы, композиция «пряник» или «рыжик») отражают любовь русского народа к окружающей природе и его стремление к красоте.

Фоновое письмо

Это техника хохломской росписи по золотому фону. Художник наносит мазки в виде капелек, травинок, усиков и прочее, создавая из этих элементов рисунок, орнамент.

Именно с этого вида росписи рекомендуется начинать новичкам, потому что именно в практике верхового письма будут отточены все базовые элементы, рука окрепнем, приобретет необходимую твердость и скорость.

Это отличное развитие мелкой моторики, усидчивости, аккуратности. Таким письмом полезно заниматься и взрослым, и детям (рекомендуется с 7 лет, но можно и раньше).

Верховое (травное) хохломское письмо. С.П. Веселов, 1979, д. Мокушино. Из экспозиции ГРМ (Русский музей, г. Санкт-Петербург)
Верховое (травное) хохломское письмо. С.П. Веселов, 1979, д. Мокушино. Из экспозиции ГРМ (Русский музей, г. Санкт-Петербург)

Фоновое письмо

Здесь техника письма совсем иная. По золотому фону тонкими линиями наносится силуэт рисунка, например, цветов. Представьте, как будто бы вы по трафарету обводили рисунок.

Затем всё, что за пределами цветка или листьев, заливается фоном - традиционно, красным или черным (на фото ниже залит красный фон).

Последним этапом ведется "разживка" - декорирование, прорисовка внутренних частей цветов, листьев, добавление хохломской травки (на фото ниже "разживка" выполнена черным цветом).

Фоновое хохломское письмо. Закрашен красный фон, но цветы и листья остаются незакрашенными. Затем наносится "разживка" черной краской. Из экспозиции Историко-художественного музея, г. Семенов
Фоновое хохломское письмо. Закрашен красный фон, но цветы и листья остаются незакрашенными. Затем наносится "разживка" черной краской. Из экспозиции Историко-художественного музея, г. Семенов

На фото ниже наглядно показаны этапы фоновой росписи.

Роспись деревянных подставок под стакан с технике фонового письма. Автор работы: Ирина Де Висенте
Роспись деревянных подставок под стакан с технике фонового письма. Автор работы: Ирина Де Висенте

А это знаменитая "кудрина" - разновидность фонового письма, но рисунок более плотный, в нем меньше воздуха. "Кудрину" отличает некая "кудрявость" элементов, они более округлые, пузатенькие. "Кудрина" более трудоёмка и выглядит наиболее богато, по-царски.

Изделия фабрики "Хохломская роспись". Источник: https://goldenhohloma.com/catalog
Изделия фабрики "Хохломская роспись". Источник: https://goldenhohloma.com/catalog

Праздничную торжественность дает росписи цветовая гамма. Сочетание алой киновари с черным и золотым традиционно и издавна любимо на Руси, придает «деревянным мискам сходство с драгоценной посудой».

В истории русского декоративно-прикладного искусства, хохломской промысел по праву занимает особо место среди народных промыслов. Сложно выделить в русском народном искусстве явление, подобное Хохломе, «по широте распространения, по количеству занятых рабочих рук, объему изготавливаемой продукции, размаху торговли и удивительной жизнеспособности».

А знаете ли вы, что история хохломского промысла насчитывает уже более 300 лет? Хотите услышать историю возникновения хохломского промысла?

Хотите приобщиться к искусству Хохломы и написать свой собственный хохломской "Пряник", даже если совсем не умеете рисовать? Приходите к нам на авторский курс Ирины Де Висенте для проекта "Расписной Дом" - "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере"! Занятие декоративной росписью - это источник расслабления, позитивной энергии и знакомство с искусством наших предков, нашим культурным наследием.

Авторский курс "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере" - это больше чем обучение народной росписи, это погружение в мир хохломского промысла, познание мировоззрения наших предков через народное творчество и способ создать своё собственное будущее с помощью развития мелкой моторики руки и создания новых мыслеформ. Весь материал подается пошагово: от освоения базовых элементов до изучения построения композиции в Хохломе, включая приложенные шаблоны узоров. Мы рассматриваем все типичные схемы узоров в Хохломе, обращаемся внимание на их особенности, отрисовываем каждую схему и не один раз.
Авторский курс "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере" - это больше чем обучение народной росписи, это погружение в мир хохломского промысла, познание мировоззрения наших предков через народное творчество и способ создать своё собственное будущее с помощью развития мелкой моторики руки и создания новых мыслеформ. Весь материал подается пошагово: от освоения базовых элементов до изучения построения композиции в Хохломе, включая приложенные шаблоны узоров. Мы рассматриваем все типичные схемы узоров в Хохломе, обращаемся внимание на их особенности, отрисовываем каждую схему и не один раз.

Смотрите бесплатный мастер-класс по композиция "Пряник" для начинающих и скачивайте шаблон для печати, чтобы познакомится с одной из древнейших композиции в росписи Хохлома.

Ирина Де Висенте - художник, преподаватель ДПИ, дизайнер поверхностей. В руках у Ирины композиция "Пряник" - одна из древнейших композиций в Хохломе, которую мы называем "Русская Мандала" за ритмичность узора в круге и насыщенность древнеславянскими символами.
Ирина Де Висенте - художник, преподаватель ДПИ, дизайнер поверхностей. В руках у Ирины композиция "Пряник" - одна из древнейших композиций в Хохломе, которую мы называем "Русская Мандала" за ритмичность узора в круге и насыщенность древнеславянскими символами.

Автор статьи: Ирина Де Висенте

Читайте также:

Хохлома: история возникновения и развития хохломского промысла

Символизм цвета в хохломской росписи

Русские мандалы - композиция "пряник" в хохломской росписи

Степан Павлович Веселов - "пряничных" дел мастер

Мастер-класс "Загадочный "Пряник". Народная роспись Хохлома для новичков.