Степан Павлович Веселов (1903-1993) – потомственный ковернинский мастер хохломской росписи, посвятивший всю свою жизнь преимущественно верховой росписи. Зрителю, чей глаз воспитан на популярной фоновой росписи, на кудрине, травный орнамент верховой росписи может показаться скучным и упрощенным, но это поверхностное заблуждение. Стоит лишь взглянуть на веселовские тонкие, изящные травинки, на бодрых петухов, на сложный орнамент традиционных «пряников», и понимаешь, что это отдельный мир, отдельное направление хохломской росписи, где царствует твердая рука, профессиональная техника исполнения элементов и абсолютный полет фантазии.
Творческий путь Веселова С.П. был предопределен с рождения. И дед «красил», и отец мастера также с малых лет ходил в учениках у хохломских мастеров и, вернувшись из армии, приступил к работе над хохломской росписью. А когда у семьи Веселовых в родном селе Макушино появился собственный дом и своя красильня, как называли раньше мастерскую, маленький Степан Веселов все дни проводил возле отца, следил за его работой. Стремление и интерес к росписи семилетнего мальчика было настолько велико, что через слезы и уговоры, отец позволил ему взять кисть в руки и начать писать. Вначале это был всего один небольшой травный кустик из нескольких мазков кистью, который начинающий мастер повторял сотни раз, пока рука не окрепнет. Однако талант будущего народного мастера проявлялся стремительно, и очень скоро мальчик Стёпа уже писал изделия на продажу наравне с папой и получал похвалы от известного мастера хохломского промысла Семена Степановича Юзикова, которого Степан Павлович считал своим первым учителем и на всю жизнь запомнил его напутствие: «Ты, Стёпка, пиши травку пузатенькую, нажим большей делай, худая осочка не баско смотрится». Много позднее, уже будучи на пенсии, при помощи одной лишь хохломской травки мастер изобразит портрет С.С. Юзикова, да так схоже, что ни у кого из лично знавших героя портрета не возникло сомнений, чей образ скрывается за лаконичными травными элементами.
В 1925 году молодой мастер Степан Веселов поступил на работу в артель хохломской росписи в Ковернинском районе. Особой гордостью была работа вместе со старейшим мастером травного орнамента Архипом Михайловичем Серовым, у которого Веселов учился «свободным вариациям лаконичных травяных узоров». Так же ему посчастливилось работать с талантливыми хохломскими художниками – братьями Распопиными и Я.О. Красильниковым. Степан Павлович вспоминал, как опытные мастера учили писать: «Тесно не пиши – пускай каждый из цветков свободно и широко раскинет свои листья, как человек, которому живется привольно». В дальнейшем это свободное письмо, наличие «воздуха» между элементов травяного орнамента станет отличительной чертой коверинской (сёминской) хохломы от семёновской, более плотной росписи.
На протяжении всего творческого пути С.П. Веселов бережно поддерживал технику старого письма, как учил его отец и именитые мастера досоветского периода. И надо признать, что традиционные мотивы и типовые композиции может выполнить любой мастер промысла. Однако наиболее талантливых мастеров всегда можно узнать по «почерку». Техника свободного кистевого письма по форме предмета подразумевает импровизацию, отсутствие повторений и копирования. В итоге у каждого мастера получается своя травка, свой индивидуальный орнамент.
Отличительными чертами росписи С.П. Веселова были: техническое исполнение, выбор определенных сюжетов, добавление к росписи остроумных надписей. Совокупность этих черт создает ярко выраженную стилистику работ Веселова и делает их узнаваемыми среди других мастеров.
Техника росписи С.П. Веселова
Техника письма мастера воздушна, роспись «дышит», острые, изящные травки и тонкие линии говорят о твердой руке. Н. Мальцева пишет: «Его травка условна, как в старину, он использует все ее построения, созданные в XIX веке, - розетку, пряник, процветший крест, осочку, кустик, деревце с условными точками-ягодками».
А сам Веселов любил советовать молодым мастерам: «Травку больше пишите! В травной росписи основа хохломы», «Рисунок составляйте строже», «В природе видишь много разной красоты, а в орнаменте надо изобразить немногое, а выразить главное», «Искусство – это умение выбирать!».
Свои росписи мастер предпочитал решать в традиционном колорите – красный и черный на золотом фоне. Считая золотой фон главной особенностью хохломской росписи, Веселов не закрывал его полностью элементами, не закрашивал, оставляя пространство, стараясь как можно полнее раскрыть художественные возможности сияющего «золота».
Придерживаясь традиций отцов и дедов в травной росписи, Степан Павлович тем не менее искусно отражал и все новшества, появляющиеся в искусстве хохломской росписи. Например, фантастические цветы, появившиеся в «фоновой» росписи, Веселов умело «переводил» на язык «верхового» письма с помощью тех же простых кистевых мазков травки. Нина Петровна Мальцева во вступительной статье к выставочному каталогу персональной выставки С.П. Веселова в 1980 году отмечает: «Своим творчество С. Веселов как бы полемизирует с художниками – мастерами «фонового» письма на современном промысле, доказывая неограниченные изобразительные возможности самого распространенного в традиционной хохломе травного письма».
Значительное влияние на формирование художественного вкуса мастера оказала окружающая природа родного края. Все творчество потомственного народного мастера построено на фольклорном восприятии природы. В своих воспоминаниях Степан Павлович поэтически описывает образы, запахи, звуки леса и поля, важна каждая деталь – в этом он питал вдохновение. Своих же учеников наставлял: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество». Современник и товарищ Веселова, известный мастер Федор Андреевич Бедин говорил своим ученикам: «Природа – мать искусства, лучшая академия для хохломского мастера».
Мудрые пожелания С.П. Веселова
Тонким дополнением выводит мастер на деревянных чашках, блюдах, панно назидательные фразы, пословицы, присказки из своего детства: «Жена кушай, да мужа слушай», «Прошу кушайте, да побольше хорошего ума слушайте», «Хлеб на стол и стол престол, хлеба ни куска и престол доска», «Прошу кушай, да хозяйки слушать», и другие.
Сюжеты в работах С.П. Веселова
«Визитной карточкой» Степана Павловича являются композиции «пряник».
А также многочисленные работы с птицами: лесные кукушки, соловьи, экзотические попугаи и, особенно, домашние петухи и курочки. В основном выбор мастера падал на простые токарные формы чаш, мисок и блюд с бортиками, кандеек, солонок, поставцов, и традиционные композиции.
А вам нравится верховое письмо в хохломской росписи? Выглядит непривычно нашему глазу и отлично от привычной нам Хохломы, не так ли? Слышали раньше про композицию "Пряник"?
Если статья была интересна и полезна, напишите нам об этом в комментариях, и мы будем больше рассказывать о народной и декоративной росписи, о мастерах былых времен и современных.
Хотите приобщиться к искусству Хохломы и написать свой собственный хохломской "Пряник", даже если совсем не умеете рисовать? Приходите к нам на авторский курс Ирины Де Висенте для проекта "Расписной Дом" - "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере"! Занятие декоративной росписью - это источник расслабления, позитивной энергии и знакомство с искусством наших предков, нашим культурным наследием.
Смотрите бесплатный мастер-класс по композиция "Пряник" для начинающих здесь, на канале Дзен, чтобы познакомится с одной из древнейших композиции в росписи Хохлома.
Автор статьи: Ирина Де Висенте
Читайте также:
Хохлома: история возникновения и развития хохломского промысла
Русские мандалы - композиция "пряник" в хохломской росписи
Мастер-класс "Загадочный "Пряник". Народная роспись Хохлома для новичков.