"Пряник" – одна из древнейших композиций в промысле. Ее писали и до сих пор пишут многие мастера хохломской росписи. Однако, наиболее ярким художником, написавшим огромное количество этих композиций в круге и квадрате, оставившим впечатляющее наследие последующим поколениям, является хохломской мастер Степан Павлович Веселов.
Но для начала обратимся к истории появления этой композиции в народной росписи.
Пряники – излюбленное лакомство как детей, так и взрослых на протяжении веков на Руси. Медовые, паточные, фруктовые, сахарные, мятные; фигурные, печатные, катаные, писаные – пряники плотно входили в крестьянский быт. В старину ни одно празднество не обходилось без пряников. Их пекли к праздникам, к свадьбам, к именинам, к Новому году. Особо славились тульские, орловские, вяземские пряники, но в Городце выпекали свои особые пряники на мёде или патоке. В конце XIX столетия предания о городецких пряниках разносились далеко за пределами Нижегородской губернии. А особенность их была в печатном методе изготовления. Местные мастера-резчики изготавливали замечательные пряничные изложницы – деревянные формы с вырезанным узором, которые использовали для отжимки рисунка на прянике. В описании пряничного дела С.П. Веселов особо отмечает, что на самых старых образцах изложниц «обычно доминировал круг с «сиянием» внутри – знак Солнца, либо четырехугольник, в который была вписана солнечная «розетка». Данная форма резьбы, отличающаяся уникальным колоритом, встречалась во многих городах, однако только в Городце она стала настоящим искусством. Резчики-пряничники слыли талантливыми мастерами, изобретателями, знали грамоту и символику народного искусства. Дважды пряники из Городца были преподнесены в дар императору Николаю II.
Со временем словом «пряник» стали называть всякий узор, которые напоминал своими очертаниями мотивы изложниц – деревянных пряничных досок. И первыми позаимствовали это «хлебное» определение старые мастера хохломской росписи. В дальнейшем хохломской «пряник» далеко ушел от хлебного прообраза, поскольку пластические и изобразительные возможности кистевого письма гораздо выше резного дела. Композиция «пряник» плотно вошла в традиционную роспись и общим между сдобным и хохломским пряником осталось лишь название.
Хохломской орнамент с «пряником» мастера располагали на дне посудин, чаш, братин. В центре композиции располагали квадрат или ромб, внутри которого помещали растительный мотив – листочки, бутон или «розетку» – «солнышко»; а вокруг «пряника» писалась «осочка» с гибкими волнистыми удлиненными листьями, – они изгибались по кругу, подобно траве, колеблемой ветром.
С развитием промысла «пряник» становился все сложнее и изящнее.
С.П. Веселов так характеризовал особенности композиции и своих работ в частности: «Пластика «пряника» всегда конкретна и отчетлива: каждая «травинка», каждый «кустик» замкнуты в своем контуре и в целом составляют однозначно округленное единство. В некоторых вариантах моих «пряников» искусствоведы находят легкий оттенок механичности, то есть некую бесхарактерную ритмическую пустоту». И летом 1972 года в Москве, на заседании Министерства промышленности прозвучало агрессивное мнение молодого критика по фамилии Майданов: «…ваш Веселов – это издевательство над хохломой! … Все его хваленые «пряники» – сплошной повтор, дешевое механическое клиширование одних и тех же мотивов, а то и вовсе графический сумбур, не имеющий никакого отношения к традициям хохломского искусства!..». На что позднее представитель «старой гвардии» искусствоведов В.М. Вишневская заметила: «Нигде мы так ясно не ощущаем рационализм стиля Веселова, как в его пряничных композициях!» и, назвав «пряники» Веселова языческими иконами, добавила: «под маской солярных символов затаились лики древних славянских божеств». В советской России это вызвало сильный резонанс в «искусствоведческой верхушке», продолжающей запрет крестьянского искусства, и на годы поместила имя мастера Веселова в ряд опальных художников.
Сам же автор всегда считал, что композиция «пряник» отражает «феномен народного поэтического сознания, восходящего к языческому мировоззрению, к древним представлениям о жизни в ладу с природой и божествами, о живой связи земного и небесного». В старину мастера хохломской росписи знали сакральный смысл орнамента и передавали эти знания из поколения в поколение. Акиндин Васильевич Красильников вспоминал, как отец объяснял ему значение символов и предназначение каждого узора. Традиционные орнаменты сохранились и до наших дней, «вот только язык их тайнописи современным художникам, как правило, неведом», считает Л.Л. Бакурина.
Хотите приобщиться к искусству Хохломы и написать свой собственный хохломской "Пряник", даже если совсем не умеете рисовать? Приходите к нам на авторский курс Ирины Де Висенте для проекта "Расписной Дом" - "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере"! Занятие декоративной росписью - это источник расслабления, позитивной энергии и знакомство с искусством наших предков, нашим культурным наследием.
Смотрите бесплатный мастер-класс по композиция "Пряник" для начинающих здесь, на канале Дзен, чтобы познакомится с одной из древнейших композиции в росписи Хохлома.
Автор статьи: Ирина Де Висенте
Читайте также:
Хохлома: история возникновения и развития хохломского промысла
Символизм цвета в хохломской росписи
Степан Павлович Веселов - "пряничных" дел мастер
Мастер-класс "Загадочный "Пряник". Народная роспись Хохлома для новичков.