Найти в Дзене

Русские мандалы - композиция "пряник" в росписи Хохлома

"Пряник" – одна из древнейших композиций в промысле. Ее писали и до сих пор пишут многие мастера хохломской росписи. Однако, наиболее ярким художником, написавшим огромное количество этих композиций в круге и квадрате, оставившим впечатляющее наследие последующим поколениям, является хохломской мастер Степан Павлович Веселов.

С.П. Веселов. Чашка. Пряник. 1987
С.П. Веселов. Чашка. Пряник. 1987
Н.А. Гущин. Чашка. Пряник. 1987
Н.А. Гущин. Чашка. Пряник. 1987
Н.А. Иванов. Сиденье табурета. Пряник.
Н.А. Иванов. Сиденье табурета. Пряник.

Но для начала обратимся к истории появления этой композиции в народной росписи.

Пряники – излюбленное лакомство как детей, так и взрослых на протяжении веков на Руси. Медовые, паточные, фруктовые, сахарные, мятные; фигурные, печатные, катаные, писаные – пряники плотно входили в крестьянский быт. В старину ни одно празднество не обходилось без пряников. Их пекли к праздникам, к свадьбам, к именинам, к Новому году. Особо славились тульские, орловские, вяземские пряники, но в Городце выпекали свои особые пряники на мёде или патоке. В конце XIX столетия предания о городецких пряниках разносились далеко за пределами Нижегородской губернии. А особенность их была в печатном методе изготовления. Местные мастера-резчики изготавливали замечательные пряничные изложницы – деревянные формы с вырезанным узором, которые использовали для отжимки рисунка на прянике. В описании пряничного дела С.П. Веселов особо отмечает, что на самых старых образцах изложниц «обычно доминировал круг с «сиянием» внутри – знак Солнца, либо четырехугольник, в который была вписана солнечная «розетка». Данная форма резьбы, отличающаяся уникальным колоритом, встречалась во многих городах, однако только в Городце она стала настоящим искусством. Резчики-пряничники слыли талантливыми мастерами, изобретателями, знали грамоту и символику народного искусства. Дважды пряники из Городца были преподнесены в дар императору Николаю II.

Со временем словом «пряник» стали называть всякий узор, которые напоминал своими очертаниями мотивы изложниц – деревянных пряничных досок. И первыми позаимствовали это «хлебное» определение старые мастера хохломской росписи. В дальнейшем хохломской «пряник» далеко ушел от хлебного прообраза, поскольку пластические и изобразительные возможности кистевого письма гораздо выше резного дела. Композиция «пряник» плотно вошла в традиционную роспись и общим между сдобным и хохломским пряником осталось лишь название.

Неизвестный автор. Чаша. Пряник. Середина XIX века. Семёнов. Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома»
Неизвестный автор. Чаша. Пряник. Середина XIX века. Семёнов. Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома»

Хохломской орнамент с «пряником» мастера располагали на дне посудин, чаш, братин. В центре композиции располагали квадрат или ромб, внутри которого помещали растительный мотив – листочки, бутон или «розетку» – «солнышко»; а вокруг «пряника» писалась «осочка» с гибкими волнистыми удлиненными листьями, – они изгибались по кругу, подобно траве, колеблемой ветром.

С развитием промысла «пряник» становился все сложнее и изящнее.

Н.А. Гущин. Блюдо долбленое Хлеб-соль. 2001
Н.А. Гущин. Блюдо долбленое Хлеб-соль. 2001

С.П. Веселов так характеризовал особенности композиции и своих работ в частности: «Пластика «пряника» всегда конкретна и отчетлива: каждая «травинка», каждый «кустик» замкнуты в своем контуре и в целом составляют однозначно округленное единство. В некоторых вариантах моих «пряников» искусствоведы находят легкий оттенок механичности, то есть некую бесхарактерную ритмическую пустоту». И летом 1972 года в Москве, на заседании Министерства промышленности прозвучало агрессивное мнение молодого критика по фамилии Майданов: «…ваш Веселов – это издевательство над хохломой! … Все его хваленые «пряники» – сплошной повтор, дешевое механическое клиширование одних и тех же мотивов, а то и вовсе графический сумбур, не имеющий никакого отношения к традициям хохломского искусства!..». На что позднее представитель «старой гвардии» искусствоведов В.М. Вишневская заметила: «Нигде мы так ясно не ощущаем рационализм стиля Веселова, как в его пряничных композициях!» и, назвав «пряники» Веселова языческими иконами, добавила: «под маской солярных символов затаились лики древних славянских божеств». В советской России это вызвало сильный резонанс в «искусствоведческой верхушке», продолжающей запрет крестьянского искусства, и на годы поместила имя мастера Веселова в ряд опальных художников.

Сам же автор всегда считал, что композиция «пряник» отражает «феномен народного поэтического сознания, восходящего к языческому мировоззрению, к древним представлениям о жизни в ладу с природой и божествами, о живой связи земного и небесного». В старину мастера хохломской росписи знали сакральный смысл орнамента и передавали эти знания из поколения в поколение. Акиндин Васильевич Красильников вспоминал, как отец объяснял ему значение символов и предназначение каждого узора. Традиционные орнаменты сохранились и до наших дней, «вот только язык их тайнописи современным художникам, как правило, неведом», считает Л.Л. Бакурина.

И.А. Де Висенте. Хохломской "Пряник" на коже. 2024
И.А. Де Висенте. Хохломской "Пряник" на коже. 2024

Хотите приобщиться к искусству Хохломы и написать свой собственный хохломской "Пряник", даже если совсем не умеете рисовать? Приходите к нам на авторский курс Ирины Де Висенте для проекта "Расписной Дом" - "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере"! Занятие декоративной росписью - это источник расслабления, позитивной энергии и знакомство с искусством наших предков, нашим культурным наследием.

3-недельная программа авторского курса "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере" - это больше чем обучение народной росписи, это погружение в мир хохломского промысла, познание мировоззрения наших предков через народное творчество и способ создать своё собственное будущее с помощью развития мелкой моторики руки и создания новых мыслеформ.
3-недельная программа авторского курса "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере" - это больше чем обучение народной росписи, это погружение в мир хохломского промысла, познание мировоззрения наших предков через народное творчество и способ создать своё собственное будущее с помощью развития мелкой моторики руки и создания новых мыслеформ.

Смотрите бесплатный мастер-класс по композиция "Пряник" для начинающих здесь, на канале Дзен, чтобы познакомится с одной из древнейших композиции в росписи Хохлома.

Ирина Де Висенте - художник, преподаватель ДПИ, дизайнер поверхностей.
Ирина Де Висенте - художник, преподаватель ДПИ, дизайнер поверхностей.

Автор статьи: Ирина Де Висенте

Читайте также:

Хохлома: история возникновения и развития хохломского промысла

Символизм цвета в хохломской росписи

Степан Павлович Веселов - "пряничных" дел мастер

Мастер-класс "Загадочный "Пряник". Народная роспись Хохлома для новичков.