Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Мой ребёнок не хочет учиться.

Или не может?

Сейчас часто можно встретить рекламу различных тренингов и групп поддержки для родителей детей, испытывающих трудности с обучением в школе. Список жалоб знаком многим - «ребёнок не хочет учиться, просто ленится», «за контрольные только 3 и 2 получает», «систематически не делает домашку», «всё время задают что-то учить, а мой не может запомнить и строчки», «его не заставить прочитать и 3х страниц». И далее, по классике - «что мы только не делали - уговоры и «пряники» не помогают, денег карманных лишали и гаджеты отбирали, репетитора нанимали, а толку 0,1. В ответ - слёзы или агрессия». И вот еще мой любимый «перл» - «он ведь способный, не глупый, просто ленится»… И многочисленные коучи тут же подхватывают мотив и запевают что-то вроде «Да, да! Ребёнку не хватает мотивации. Приходите к нам на бесплатные занятия и мы научим вас правильно мотивировать ребёнка. Научим вас, как научить его (?!!) ответственности и послушанию»... Должно звучать заманчиво. Но если вдуматься, мне видится биоробот, которого программируют на 11 лет успешной работы. Не знаю, как вам, а мне прямо страшно делается. Хочется спросить а где же сам ребёнок в этом всём? Ребёнка-то хоть кто-нибудь вообще видит?! Что он живой человек, - со своими страхами, тревогами, конфликтами и желаниями. И если разобраться во всём этом наполнении, не нужно будет никого искусственно «мотивировать», всё замотивируется само по себе. Ведь получается, как в поговорке - за лесом дерева не видно. В погоне за успеваемостью мы забываем о самом ребёнке.

Тема сложная. Тема наболевшая. В особенности ещё и потому, что стандарты оценивания уровня образования стали достаточно высоки в последние 10 лет и нагрузка на школьников действительно большая. Прибавьте к этому амбиции родителей в области дополнительных кружков и секций, засилие медиа среды, хронические заболевания или серьёзные неразрешенные конфликты раннего детского возраста и получите портрет «невротичного школьника нашего времени». Вам хочется ещё «мотивировать» или уже хочется просто помочь?

Поэтому вместо предложений по способам переформатирования ребенка и поиска «маркетинговых» стратегий по повышению мотивации школьника я хочу предложить очень простую вещь - просто увидеть, что перед нами человек. Не биоробот, которого следует апгрейдить и запрограмировать на 11 лет успешной учёбы, а человек. Человек ещё не имеющий жизненного опыта, не знающий и не понимающий самого себя, человек, меняющийся каждый год с каждым новым этапом своего психосексуального и физического развития (очень наглядно, кстати это показано в мультфильме про Алису, когда она откусывала от пирожка и то увеличивалась, то уменьшалась и сама не могла понять что с ней происходит ), человек от рождения являющийся частью той семейной системы, которая его окружает. В этом контексте комплексного взгляда на ребёнка, его потребности и трудности я и попробую рассмотреть проблему сложностей с обучением.

И начну с популярной мотивации. С чем связана мотивация? Правильно, с осознанностью. А осознанность - это довольно сложный конструкт, где задействуются те отделы головного мозга, которые у препубертатного ребенка ещё не полностью сформированы, а в пубертате весь мозг занят гораздо более важными делами, чем развитие осознанности. Кроме того, осознанность предполагает сложившуюся систему Сверх-Я, что также является продуктом длительного созревания. Понимание необходимости получения хорошего, качественного образования приходит обычно в старших классах, а то и позднее. А пока, ребёнок по-сути, учится не для себя. Он учится для тех, кого он любит. Для тех, кто является объектом его привязанности. И тут мы находим первую возможную причину проблем в школе - недостаточно удовлетворительное для ребёнка качество связи с его первичным объектом привязанности, сбои, проблемы в отношениях с этим объектом. Когда в отношениях ребёнок-родитель объектные связи нарушены, неудивительно, что убедить ребенка в необходимости хорошо учиться становится практически не возможной задачей - для себя он ещё учиться не умеет, а для мамы "не хочет", так как испытывает глубоко вытесненный сильный негативный аффект по-отношению к ней - как правило, это гнев, страх, зависть, подавленная агрессия. И правильнее здесь было бы сказать - не может. Но не из-за плохих способностей, а по причине торможений, вызванных внутренним конфликтом. Чуткий внимательный родитель вполне может пересмотреть свои отношения с ребёнком и попытаться где-то скорректировать отношения, что может привести к определённым результатам. Но можно обратиться и за помощью к детскому психологу, специализирующемуся на подобных проблемах.

Второй аспект, который хочется рассмотреть - это семейная система. Не секрет, что на ребёнка и его интересы большое влияние оказывают интересы и духовная атмосфера семьи в целом. То, какое место в жизни родителей занимают культурные и интеллектуальные ценности, естественным образом оказывает воздействие и на предпочтения ребенка. Если любимым досугом мамы является интернет шоппинг, а папы интернет сёрфинг, нечего удивляться, что ребёнок не хочет читать книги и не испытывает интерес к учёбе. Он ведь тоже захвачен медиа контентом. В таком случае нарушается способность к общению, адаптация к реальной жизни, страдает эмоциональная, волевая сфера. Обедняются и становятся примитивными познавательные способности ребенка, его активность, самостоятельность. Проблемы с учёбой уже лишь дополнение к итак уже длинному списку сложностей. Если родители целыми днями заняты работой и времени ни на досуг, ни на ребёнка у них нет, то см. абзац о привязанности. Часто плохая успеваемость в школе бывает попыткой привлечь к себе внимание.

Существует и обратная ситуация, когда непомерные амбиции родителя приводят их к неверному выбору образовательного маршрута для ребёнка. Родители зачастую делают жизнь детей невыносимой добиваясь отличных оценок любой ценой или отдавая ребенка в «сильную» гимназию, не обращая внимания на то, что у ребёнка могут быть невысокие интеллектуальные способности, но, предположим высокие художественные или небольшой объём память для изучения трёх языков в «языковой» школе, но зато интуитивное понимание высшей математики.

Помимо ценностей в семье важна сама её атмосфера. Если родители живут в постоянном состоянии выяснения отношений друг с другом, ребёнок сам того не желая оказывается втянут в этот конфликт. В результате у него возникают разнообразные невротические и поведенческие нарушения, что в первую очередь проявляется в учёбе. Ребёнок может становиться раздражительным, капризным, нарушается сон и аппетит. Потеря родственников, травматические эпизоды раннего детства, особенности переживания эдиповой ситуации, особенности воспитания - абсолютно все вехи жизни семьи и развития ребёнка могут содержать такие эпизоды, которые плотно застревают в бессознательном и мешают свободно развиваться и учиться.

Среди других причин низкой успеваемости могут быть не сложившиеся отношения с одноклассниками или преподавателями - ведь когда идёшь в школу, как на каторгу - тут точно не до учёбы.

Ну и довершении ко всему хочется сказать, что в результате неудач в образовательном процессе ребёнок и так испытывает стресс и разочарование от того, что ему не даётся учёба, растет только его неверие в себя и собственные силы, появляется злость на вечно отчитывающего учителя и вечно недовольных взрослых. Вместо попыток «замотивировать» мало кому из родителей приходит в голову такая простая история, как научить ребёнка учиться. Ведь ходить, говорить, пользоваться туалетом он учился не сам. Его учили этому родители. Но почему в возрасте 7-8 лет, когда ребёнок идет в школу, эти же самые родители считают, что теперь черёд школы учить их ребёнка? Задача школы в обеспечении условий для получения общедоступного бесплатного общего образования и не более того. То есть - научить читать, писать, считать, преподать основы разных наук. Какими методами же будет происходить это освоение и насколько успешно - целиком и полностью зависит от способностей обучающегося. И в этом ему как раз и могут прийти на помощь родители. Научить учиться. Причём, с самых мелочей - начиная с организации рабочего места. Научить планировать учебный распорядок, содержать определенным образом своё рабочее место, видеть свои сильные и слабые места по предметам, если есть трудности с запоминанием - определить ведущий тип памяти и поискать вместе соответствующие мнемотехники, поискать в интернете видеоурок по неусвоенной теме, если есть трудности с почерком - объяснить, что каллиграфии никто не требует - его задача писать просто грамотно и разборчиво (такого предмета, как чистописание давно нет в школах и в норме учителя не имеют право снижать оценки за красоту почерка), если есть особенности темперамента (например меланхолики несколько медленнее сангвиников) учитывать это при планировании доп.секций и внеурочных занятий, научить общаться и заводить друзей и т.д. Когда ребёнок видит, что родители проявляют интерес к нему, к его внутреннему миру и к его учёбе, а не только к оценкам, его мотивация возрастёт автоматически. Единственное важное дополнение, которое можно сделать в пользу мотивации к учёбе - это не ругать за плохие отметки и необходимость похвалы. Даже если ребёнок исправил 2 на 3 или смог за ночь выучить только половину басни - это уже достойно искренней и честной похвалы со стороны родителя (вкусняшки/обнимашки - приветствуются). Если вы действительно любите своего ребенка, попытайтесь с ним сотрудничать, не применяйте к нему насилие, цените и уважайте его желания и чувства.

Таким образом, обобщая главную идею этой статьи, можно сказать, что это естественно и понятно, что ребенок-отличник – мечта каждого родителя. Но во-первых, соотношение в классе отличников-хорошистов-троечников во все времена было в школах примерно одинаковое. И много отличников не было никогда. Как правило - 2-3 человека отличники, около 10 - хорошисты (то есть те, кто получал и 3 и 5, но в целом на уверенную 4), около 10 человек - те, кто «перетаптывался» с 3 на 4 и человек 5 - «уверенные» двоечники. Дети не изменились. Изменились амбиции родителей и возросли «требования среды». А платят за это как раз дети, теряя интерес не только к учёбе, но часто и к жизни вообще. А потому в причинах школьной неуспеваемости нужно разбираться каждый раз индивидуально и одним лишь научением мотивации, как можно было понять из вышеизложенного, здесь точно не обойтись. Надо знать обо всех возможных причинах и стараться уделять своим детям больше времени, ведь они так вас любят и так в вас нуждаются!

Автор: Ольга Валерьевна Лыскина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru