Найти тему
ИСКУССТВОВАЧ

Ужасы войны в искусстве (часть 2)

Война стала более обсуждаемой темой в изобразительном искусстве особенно в 20 веке. Первая и вторая мировые войны так неожиданно настигли человечество, что многие художники не были готовы к таким резким переменам. Особенно немецкие экспрессионисты, которые сами участвовали в этих войнах, претерпели большие мучения, что отразилось на их психике. Вначале, будучи вдохновлены пафосом войны, мало кто из них подозревал какие сцены насилия их ждет на поле битвы. Например, у немецкого экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера после участия на Первой мировой войне развился психоз, где его руки отнялись и художник даже не мог рисовать. Свое тяжелое положение он передал в картине “Автопортрет в солдатской форме”, где он стоит с отрубленной рукой и обнаженной женщиной сзади. Руку он на войне не потерял, однако это своеобразный способ показать те “потери”, которые он претерпел на войне. Словно очень важное в психике были отсечено в поле битвы. Это окончательная дезориентация, доходящая до приступов психоза, от которого художник лечился в психиатрической больнице в Швейцарии.

Кирхнер, "Автопортрет в солдатской форме"
Кирхнер, "Автопортрет в солдатской форме"

Другой художник, который тоже участвовал в Первой мировой войне добровольцем, был Отто Дикс. Насмотревшись на зверства со всех сторон, Дикс в своем творчестве рисовал в основном калек и инвалидов, которые стали бесполезными после поражения Германии на войне. Например, картина, “Продавец спичек”, где сидит мужчина-инвалид и продает спички, никто на него не обращает внимания, художник доводит безразличие до абсурда, когда даже собака удовлетворяет свои потребности прямо около инвалида. С одной стороны ужас и сострадание, которое мы испытываем ко всем, кто лишился права жить счастливо и достойно, с другой стороны безразличие и жалость, в сопровождении которой живут эти люди, создает у зрителя противоречивые чувства. Другая картина художника «Автопортрет в форме военнопленного» (1947 г.) показывает нам лицо человека, который сам стал этой жертв, попав в плен и чья жизнь больше не волнует никого. Именно на войне человек с субъекта превращается в объект. И полное осознание своей “предметности” будучи в сознании накаляет те сложные, непереносимые чувства, которые рождаются в процессе военных конфликтов.

Отто Дикс, "Продавец спичек"
Отто Дикс, "Продавец спичек"

«Автопортрет военнопленного», 1947 год
«Автопортрет военнопленного», 1947 год

Герника - кульминация передачи военной кровожадности. Эта картина – публичный протест против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Кубистическая передача событий еще больше подчеркивает бесчеловечность происходящего, словно его деконструирует. Обезображенные лица, растерзанная лошадь и безразличное лицо быка – главные персонажи холста. У Пикассо многие животные носят символический характер, несмотря на то, что он всячески открещивался от попытки давать смысл каким-то образам. Лошадь как женское начало, изящное, но хрупкое, не в состоянии противостоять мировому злу, а стеклянный взгляд быка есть доказательство безмерного равнодушия вселенной ко всему происходящему. Невольно вспоминаются слова Бертрана Рассела о том, что человеку безмерно страшно и ужасно перед безразличием Вселенной. С таким же холодным взглядом на нас смотрит бык, который абсолютно не соучастен к тому, что происходит с человеком.

Пикассо, "Герника"
Пикассо, "Герника"

Другая картина “Резня в Корее” – композиционное продолжение картины Гойи “3 мая 1808 года”. Эти две картины самые известные в истории искусства как репрезентация вечной борьбы добра и зла, беспощадного мирового закона, которая проявляется в ущемлении слабых и господстве сильных. Картины разделены на две части, справа – жертвы, в случае Пикассо – невинные женщины со своими детьми, чья нагота более подчеркивает физическую ранимость и беззащитность, а у Гойи – испанские мятежники, которые решили повысить свой голос недовольства, как свободные люди. Справа уже представлены машинизированные существа, у которых не может быть ни сердца, ни воли. Они лишь исполнители приказа. В работе Бубера “Я и Оно” прекрасно объяснены взаимоотношения человечества с личностными предметами и обезличенными людьми. Порой какой-то бездушный предмет может быть более многословен, чем человек. В этих картинах мы тоже четко видим где начинается мир личностный и как он заканчивается в механизированных существах, которые лишь являются посредником чего-либо и никогда не могут в себе содержать что-либо.

Франсиско Гойя, "Третье мая 1808 года в Мадриде"
Франсиско Гойя, "Третье мая 1808 года в Мадриде"

Пикассо, "Резня в Корее"
Пикассо, "Резня в Корее"

В заключение, искусство остается важным источником для осмысления войны и её последствий. Художники по всему миру продолжают воздействовать на наши чувства и размышления, помогая нам понять истинную суть военных конфликтов и их воздействие на человечество. Через красоту, скрытую в тревоге, скорби и надежде, искусство позволяет нам увидеть войну в её истинном свете, стимулируя наши умы и сердца к стремлению к миру и гармонии. В этом бесконечном диалоге между искусством и войной мы находим не только отражение нашей истории, но и вдохновение для создания лучшего будущего, свободного от страданий и разрушений.