Найти тему
РЖД Цифровой

«Личный кабинет машиниста» упростит работу локомотивных бригад

Работники локомотивных бригад могут при помощи своих мобильных телефонов регистрировать нарушения, а также электронно подписывать документы и делиться опытом с коллегами. Такие возможности дает сервис "Личный кабинет машиниста" (ЛКМ).

Запуск ЛКМ позволил усовершенствовать процесс работы локомотивных бригад, делая его более технологичным. Сервис призван упростить процедуры заполнения и подписания документов, обеспечить доступ к необходимой информации, улучшить рабочие условия членов бригады, а также содействовать обмену опытом и активному участию в жизни компании.

Цифровые технологии внедряются на всех этапах рабочего процесса локомотивных бригад, включая предрейсовый медосмотр, выбор и оценку локомотива, контроль состояния путей и закрытие рабочей смены.

Порядок работы машиниста остается прежним, но теперь он стал более современным. После прибытия в депо машинист подписывает лист явки на работу, используя электронный терминал самообслуживания и многофункциональную электронную карту РЖД. Затем следует медицинский осмотр и предрейсовый инструктаж, также оформляемые с помощью электронной карты РЖД.

Далее машинист выбирает локомотив, проверяет его техническое состояние по чек-листу, вносит необходимые записи в бортовой журнал и докладывает об окончании приемки локомотива. Поезд отправляется после получения разрешения, а в ходе движения машинист фиксирует обнаруженные нарушения. По прибытии на станцию или в депо машинист сдает локомотив и закрывает рабочую смену, подписывая электронный маршрут перед возвращением домой.

-2

Для разработки ЛКМ было использовано свободное программное обеспечение, включая Suse Linux Enterprise Server 12, Red Hat OpenShift Container Platform 3.11, Postgres SQL и OpenSearch. Реализация основана на микросервисной архитектуре и включает серверную и клиентскую части.

Серверная часть обеспечивает платформу, на которой создано более 40 цифровых мобильных сервисов для машинистов и их помощников. Клиентская часть представлена мобильным приложением для устройств на базе Android и iOS. В рамках проекта была реализована возможность использования облачной электронной подписи для подписания документов прямо с экрана мобильного телефона с помощью КриптоПро DSS Client SDK.

На этапе запуска проекта была создана линия технической поддержки пользователей. Цифровые сервисы, предоставляемые в рамках проекта, включают подписание документов, прохождение инструктажей, получение информации о локомотивах, push-уведомления о важных событиях, регистрацию нарушений на путях во время поездки, проверку заработной платы, создание блогов, обмен сообщениями в форуме и доступ к информации о группах риска и нормативной документации.

Сервисы также позволяют получать информацию о контрольных поездках, пройденных маршрутах, заполнить справку по тормозам и ознакомиться с состоянием техники. Кроме того, руководители могут проводить опросы сотрудников для выявления недостатков в организации производственного процесса.

Реализация проекта включала интеграцию платформы с 20 информационными системами ОАО "РЖД". Одним из ключевых аспектов была обеспечение информационной безопасности, что включало в себя разработку специальной подсистемы защиты данных. Благодаря слаженной работе команды удалось минимизировать сложности в обучении пользователей и обеспечить оперативную техническую поддержку через различные каналы связи.

В настоящее время мобильное приложение применяется как дополнительный инструмент для выполнения рабочих задач, при этом возможность продолжать работать по старым методам сохраняется. Однако некоторые функции доступны только через ЛКМ: получение чеков по операциям, подписание явочных листов, закрытие смены и другие.

С каждым годом функционал приложения расширяется. Перспективные направления:

  • Оформление электронного маршрута машиниста после окончания поездки с использованием облачной электронной подписи
  • Предоставление сведений о расходе топливно-энергетических ресурсов по маршруту
  • Предоставление истории изменений электронного маршрута машиниста и доступ к архивной информации
  • Регистрация приказов и устных распоряжений, полученных машинистом от смежных служб ОАО "РЖД"
  • Получение акта допуска локомотива на железнодорожную инфраструктуру после плановых работ
  • Ведение регламента взаимодействия работников локомотивных бригад с причастными работниками при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций
  • Обеспечение взаимодействия работников локомотивных бригад с экспертами по техническому оснащению локомотивов в разделе "Форум"
  • Прогнозирование денежного вознаграждения за поездку по заданным условиям и другие.

На ближайшие три года планируется автоматизация следующих процессов:

  • Прохождение медицинского осмотра
  • Определение местонахождения машиниста в рабочее время
  • Формирование рейтингов машинистов (KPI)

Автоматизация работы локомотивных бригад становится одним из ключевых направлений цифровой трансформации Российских железных дорог.

-3