Музыка – звуковое выражение Жизни, её сокровенной красоты и внутренней гармонии… Звук, ритм, гармония должны открываться ученику как явления Бытия – жизненные и применимые во всей жизни, во всех проявлениях творчества. Тогда обучение не замыкает сознание в круге "узко" профессиональных целей, но расширяет сознание, при этом открывая возможности утончения и одухотворения всех необходимых музыкальных способностей.
Сейчас именно на принципе "расширения" границ профессионального мировоззрения происходит и будет происходить углубление качества в самой профессиональной деятельности. Хотя для многих музыкантов это звучит неприемлемо, причина тому – особенность (уходящих уже) веков узкого, причём, узко материалистичного взгляда – и на человека, и на деятельность, в том числе на деятельность в искусстве.
"Узкоспециализированные" подходы к искусству во всех его областях дали высокое техническое качество мастерства, но одновременно привели к "уплощению" мастерства и искусства, и тем самым уменьшили возможности его благотворного воздействия как на самих музыкантов, так и на слушательскую аудиторию.
Развитие музыкального мышления – это путь к сущности музыкального искусства, путь углубления и одухотворения мастерства. А также самого процесса обучения.
Существующие методы развития музыкального мышления акцентируют то эмоционально-образный, то рационально-логический его компонент. При этом почти не отмечается необходимость той особой активности (собственно духовного искания, усилия), которая не сводится к активности ума или чувства… Но именно эта целостная духовная активность, соответствующая высшему уровню так называемого эстетического отношения, является основой культуры взаимоотношения с музыкой, искусством.
«Безмыслие» стало бедой в исполнительстве. Не останавливаясь на вопросах формы мышления музыкального, необходимо утвердить мысль-основу: да, музыкальное мышление – есть прежде всего мысль – поток мысли, порожденный активностью музыканта, его сознанием, духом, слуховыми восприятиями. Конечно, необходимо утончение всех видов слуха. Но эта основа является общепризнанной и внедрённой в практику. В отличие – от ("забытой") основы мысли – эмоционально окрашенной, трудно выразимой – но именно мысли.
Узкоспециализированный подход к обучению музыке, при котором "техника" (включая технику выразительности) занимает всё "пространство" внимания учителей и учеников, неминуемо отчуждает те основы, которые кажутся либо частью дарования ("либо есть, либо нет"), либо чем-то необязательным.
Внимание к мысли в музыке оказалось "вытесненным" из системы обучения мастерству. Между тем, именно эта основа служит углублению качества всех присущих музыкальному искусству возможностей, и "утончения" качества мастерства.
Возможностей пробуждения этой активности - отзывчивости, активности - сердечности (не путать с эмоциональностью), – множество. Это и возвышенного строя тексты к музыкальным пьесам, и работа с отдельными интонациями как носителями мысли… (Пример: восходящая м.3 может быть «зовом», «вопрошанием», «молитвой», мыслью надежды...)
С более старшими учениками важной составляющей работы над музыкальным произведением может быть беседа о тех важных жизненных явлениях, которые составляют содержание музыкального произведения… Это всегда размышления, касающиеся Основ Бытия: жизнь, бессмертие духа, всенаполняющие энергии пространственной Радости, Красоты и т.д.
Мыслить музыкально – это значит прежде всего мыслить возвышенно и гармонично. При необходимом компоненте рациональности, технологического элемента, – стержнем должна быть идея Красоты и возвышенной мысли.
Частой причиной духовной отчужденности от музыки и инструмента является та обыденность и технологизм, которые в обучении начинающего сродни грубости, так как нередко угнетают природную детскую одухотворенность.
Чтобы цель «выразительно мыслить» (осознавать музыку) всегда была ведущей в отношении цели «выразительно исполнять», необходимо в начальном обучении главным критерием успешности исполнения считать не внешнюю качественность и яркость, а осознанность и искренность «музыкального» высказывания, проявления творческого начала и, конечно, качественное звучание, которое на начальном этапе зависит от степени гармоничности действий - отсутствии скованности внешней и внутренней, и от воспитанности внимания к звуку.
Думается, проблема начального обучения музыке в том, обучение ребенка мало чем отличается от обучения студента. Но именно в начале обучения особенно необходимы «живые смыслы» тех явлений, которые обычно предстают в знаковом и достаточно отвлеченном виде…
Наш опыт сосредоточения комплекса учебных задач вокруг сущности: «Красота и мысль…» в музыке, позволяет утверждать, что можно всех обучающихся музыке, независимо от начальных данных, привести к сознательности общения с музыкой и инструментом, и умению качественно звучать. Даже при малых умениях начинающего – все они востребованы, действуют, если обучая ученика, все достижения профессии поставить на службу развития музыкальности: тогда среди навыков - не "набор «штрихов» и фиксированное качество звучания, а действительное умение выразить множество «оттенков мысли»... Музицирование - согретое чувством мышление, «озвученное» голосом инструмента.
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью эту статью статью можно читать на нашем сайте "Живая Школа".