Окончание захватывающего (нет) триллера "Есть ли у вас план, мистер Фикс?".
Mitsubishi A6M2 «Zero» Вторая попытка.
В 2011 году, Airfix, из не очень понятных побуждений, при наличии на рынке японских моделей от Hasegawa, Tamiya и Fine Molds, выпустил новый «Зеро» модификации A6M2. Модель вышла неплохой, крепкий «середнячок», по всем новым фиксовским канонам. Но в сравнении с основными конкурентами, единственным плюсом была, наверное, только цена (в Англии, почти вдвое дешевле Тамии).
В инструкции, самолет приписывают к 201-му Корпусу (201st Kokutai) с базированием на Новой Британии в 1944 году. На самом деле, самолет принадлежал учебному Корпусу Тсукуба (Tsukuba Kokutai). Прилагаемая фотография сделана в марте 44-го в Японии.
После «первенца», Фикс решили брать «Зеролюбов» измором, выдавая на гора все новые и новые киты с новыми вариантами декалей (причем, только по одному варианту на каждый новый комплект, чтобы не расслаблялись). В издании «все в одном», Starter Set, как и в двух «командных наборах» по Перл-Харбору, упомянутыми в Части II по P-40B, давался соответствующий вариант с «Акаги».
На машине летал Сабуро Шиндо, которому иногда приписывают знаменитые слова "Tora, Tora, Tora". Правда Шиндо, вот незадача, летел во второй волне. Пилот, начавший воевать еще в Китае, был больше руководителем, чем «охотником» и закончил войну с 6-8 заявками на победы (по другим данным, не закончил, а сгинул в 1943 году).
В тематическом наборе по Мидуэю для "лентяев" вместе с «Уайлдкетом» присутствовал и «Зеро».
Давался вариант лейтенанта Масаджи Суганами с “Хирю»:
Затем настал период “сухопутных Зеро".
Открывал который борт Зенджиро Мияно из Рабаульского 202-го Корпуса:
Последняя на сегодня модель вышла в 2023 году.
Публике был предложен вариант «Зеро» Йоширо Хашигучи из третьего Корпуса (3rd Kokutai) периода боев в Голландской Ост-Индии от февраля 42-го.
Уверен, что это еще не конец истории "Фикс-Зеро".
Mitsubishi Ki-46-II «Dinah»
Уникальный самолет, получивший признание и противников, и союзников (немцев). В плюсе была относительная неуязвимость и огромный радиус действия. В минусе - "узкая специализация". Из истребителя можно сделать очень хороший самолет-разведчик. Из разведчика по рождению сделать истребитель сложно. У японцев не вышло.
Как и большинство моделей Фикса, родом из середины 60-х, со всеми вытекающими. У нас популярность модели была примерно равна нулю, из-за наличия кита от ARII (теперь LS), тоже не блещущей деталировкой (мягко говоря), но с нормальной внутренней расшивкой.
Первый выпуск содержал единственный вариант: Борт 18-ой отдельной эскадрильи, действовавшей в Китае и что на боксарте забыли «Корсары», в Китае-то, решительно не понятно.
В 1978 поменяли и боксарт (теперь за «Диной» гонялись «Дикокоты»), и варианты оформления.
Варианта стало два: 10-го полка с Новой Гвинеи (фото датируется 1944 годом).
И 81-го полка с другого конца Империи, Малайи.
В 1997 году опять все переиграли.
Вернули «Тигру» с самого первого издания, а борт 81-го полка предстал в камуфлированном варианте:
Наконец в XXI веке вроде успокоились, выпустив финальное издание:
Оставили зеленый борт 81-го полка (как на боксарте) и добавили нарядный борт 16-ой отдельной эскадрильи периода «битвы за Японию». Район Осака, 1944 год.
Nakajima B5N1/2 “Kate”
А вот тут попадание в "яблочко". Не то, чтобы Хасевский "Кейт" (вернее Mania 1976 года) уж очень плохой. Просто всегда хочется чего-то лучшего. Лучшее и прекрасное для одного из "великой троицы" (спасибо Перл-Харбору) пришло в 2015 году.
"Кабинет" можно вообще оставить "из коробки". Возможность сделать крылья в сложенном состоянии. Три варианта "фонаря" (закрытый, открытый, открытое место стрелка). Полноценная подвеска на все случаи жизни, как у "реактивов": бомбы калибром 60 кг, 250 кг и 800 кг (причем двух видов). Естественно и торпеда. Жизнь удалась.
Начали с самой известной и распространенной модификации, B5N2.
Понятно, что без участника событий 07.12.41 обойтись было никак нельзя: борт "EI-311", авианосец "Шокаку". Вторая ударная волна.
Второй вариант, "серая мышка" (борт "53-305") из ничем не примечательного 553-го Корпуса (Kokutai), самолеты которого в 1944-45 годах располагались на острове Шумшу (наши Курилы). Но был нюанс.
Напрашивающаяся модификация, B5N1, не заставила себя долго ждать. Просто добавь воды смени капот.
Предлагался камуфлированный по схеме Kumogata борт «9-348» из 14-го Корпуса периода войны в Китае 1939-1940 годов.
И борт «C1-301» с авианосца «Зуйхо» образца 1941 года.
В общем-то Фиксовские наборы «все в одном» у нас очень большая редкость: мало кто захочет переплачивать за краски Humbrol, кисточку и клей, но тем не менее.
К 75-ой годовщине Перл-Харбора выпустили набор сразу с тремя моделями (P-40B+A6M2+B5N2).
Фото борта нет. Шимазаки прославился не столько как успешный пилот, а как отец-командир, хотя ему и приписывают торпедное попадание в «Лексингтон» в Коралловом море. Погиб 9 января 1945 на Тайване.
В парном наборе по Мидуэю (F4F+B5N2) присутствует вариант Йоичи Томонаги с «Хирю», возглавившего атаку на «Йорктаун» на уже поврежденном «Кейте» с течью топлива, то есть, отправившемуся в один конец, что, собственно, и произошло.
Ну и в еще более редком в наших пенатах издании «Airfix Club» были представлена горькая послевоенная судьбинушка «Кейтов».
Предлагалась машина в послевоенной маркировке (целиком покрашенная в белый цвет с «зелеными крестами» вместо Хиномару) и машина, испытывавшаяся в 1945 года в TAIC (технический центр разведки):
Учитывая то, что «Кейты» воевали от первого до последнего дня войны, у Фикса возможно продолжение…
North American B-25H/J «Mitchell»
Первый подход середины 60-х. Из плюсов, все три доступных для прототипа носовых части: короткая с 75-мм «дрыном» (B-25H), «твердая» с восемью пулеметами (B-25J «стрейфер») и обычная «стекляшка». Все остальное скорее в минус, особенно по современным меркам.
Три «носа» - три варианта оформления, из которых сравнительно уверенно определяется только машина со «стеклянным носом», B-25J «Lady luck» из 489-ой эскадрильи 340-ой группы с Корсики, причем в сравнении с фото, все переврали безбожно. А два оставшихся, «пушечный» и «стрейфер», вероятно плод воображения девочек-дисигнеров. И это на такой фактурной машине как «Митчелл», где фото-материалов вагон и тележка на любую модификацию.
Вся эта вакханалия продолжалась весь длительный срок производства модели с множеством переизданий. Ситуацию немножко исправили в единственном издании 2013 года.
Добавили четвертый, «правильный» вариант: австралиец с «серийником» A47-26 из 2-ой эскадрильи RAF, Хьюз, 1944 год.
North American B-25B «Mitchell»
Второй заход, «новичок» 2018 года. При всех проблемах, касающихся сборки (личный опыт), несомненный лидер среди не сказать, что очень богатого выбора «ранних Митчелов».
Вариант естественно из состава участников молодецкого рейда Дулиттла на Токио 18 апреля 1942 года (больше модификация B-25B в боевых условиях нигде не применялась).
Предлагался борт с/н 40-02249 “Hari Kari-er” капитана Чарльза Грининга (3th BG, 89th BS):
Фикс постепенно расширяет линейку "Митчеллов", правда в вариантах штатная «тихоокеанская добродетель» отсутствует . Хотя понятно, что с декалями сторонних производителей можно сделать какой душеньке угодно B-25C/D.
Например, как некоторые.
Главное отталкиваться от конкретного прототипа, который планируется к постройке: большинство тихоокеанских «Митчеллов» основательно дорабатывались по вооружению на местах.
Northrop P-61A/B “Black Widow”
Классический «огурец» 1967 года рождения. Последний раз модель была издана в 2020 году в рамках «Винтажной серии» (вспомнить, вздохнуть и всплакнуть) . Все время в наборе содержалось два одних и тех же варианта.
P-61A с/н 42-5558, 6-ой ночной эскадрильи (6th NFS) с Сайпана образца 1944 года.
Абсолютно безликий самолет модификации P-61A-5-NO с одним маленьким для темы "Тихоокеанская война" недостатком: этот борт числился за 422-ой ночной эскадрильей и 28 декабря 1944 разбился в Англии (экипаж успел покинуть машину).
Второй вариант (P-61B) – самая известная «Вдова», «Lady In The Dark» из 548-ой NFS:
За возрастом модели, говорить о каких-то конкретных недостатках смысла нет. Их покупают не для того, чтобы "считать заклепки".
Republic P-47D «Thunderbolt»
Модель из 60-х, не далеко ушедшая от нашего кругозоровского «Тандера». В очередных переизданиях в 70-х и 80-х годах появился дальневосточный вариант.
Это был британский «Thunderbolt» Mk.I (P-47D-22) из 113-ой эскадрильи RAF (тактический код «AD-N», серийный номер HD173) в Бирме.
По данному конкретному самолету ничего найти не удалось. Почти. Борт с «серийником» HD173 существовал и был в составе 135-ой эскадрильи RAF. Вот он:
Supermarine «Spitfire» Mk.Vc
В 1975 году фирма выпустила не совсем обычный для себя «Спитфайр» модификации VB.
Модель была лишена фирменной "черной метки", заклепок. Осталась только сравнительно аккуратная внешняя расшивка.
В начале двухтысячных, при новых хозяевах, в модель добавили дополнительный литник с новым наборов крыльев, противопылевым фильтром и стволами пушек, позволившим из предыдущего набора собрать модификацию Mk.VC Trop, в том числе четырехпушечную версию.
На новых деталях была внутренняя, опять «фирменная» расшивка, причем на ширине «канав» явно не экономили. Как результат, между внешней расшивкой фюзеляжа и внутренней на крыльях был такой диссонанс, что автор статьи счел за благо избавиться от модели: скрещивание «ужа с ежом» прошло так себе, на "троечку".
В наборе появился "правильный и нужный вариант": “Spitfire” Mk.VC 79-ой эскадрильи RAAF с Новой Гвинеи. Пилот – лейтенант Дэвид Хоптон. Борт датировался октябрем 44-го года. Сам самолет был разбит в феврале 45-го.
В 2020 году был выпущен «новичок» модификации VC.
В наборе не было тихоокеанских вариантов, но зная новую «политику партии» по переизданию моделей...
Supermarine «Walrus» Mk.I/II
Модель волосатого 1957 года выпуска в принципе было сложно испортить заклепками: конструкция прототипа не позволяла.
Спартанская деталировка «этажерки» основательно уступала таковой у куда более молодого конкурента от “Matchbox”.
Всю длинную и счастливую жизнь модели обходились одним, «европейским» вариантом. Разнообразие пришло с последним переизданием от 2011 года.
Один из вариантов был с нужного почти всем (нет) ТВД: борт 1700-ой эскадрильи (1700th NAS) на котором 8 июля 1945 года лейтенант Лоуренс умудрился вывезти пилота сбитого «Хеллкета» из под носа у Японцев возле Никобарских островов.
Vought F4U-1/FG-1 «Corsair»
“Огурец» первой половины шестидесятых, да такой, что сам удивляешься, как же вот это вот все мы собирали? (* собирали, не жужжали и были счастливы).
У модели с годами менялись боксарты, но варианты оформления оставались неизменны.
Два варианта «морпехов»: борт “636” из четвертой MAW (4th Marine Air Wing) с Ивоздзимы, апрель 45-го (На боксартах и фотографиях прототипов – верхняя картинка).
И борт "Luscious Lil-Nan" из эскадрильи VMF-321. Гуам, осень 1944 года (соответственно нижняя картинка-фото).
Временное исключение было сделано в 1989 году: в серии «Асы» был представлен самый известный «Корсар» всех времен и народов: самолет Иры Кепфорд (16 заявок на победы) из эскадрильи VF-17.
Ну а в 2009 году решили сыграть на редких вариантах оформления, выпустив набор с «Корсарами» FAA (британцами).
Тихий океан был представлен “Корсаром» Mk.IV (с/н KD658) лейтенанта Роберта Грея (Lt. Robert «Hammy» Gray). Эскадрилья: 1841 NAS. Авианосец “Индомитебл».
9 августа 1945 года в заливе Онагава (Япония) пилот атаковал корвет «Амакуса» и потопил его, правда и его «Корсар» был поражен ответным огнем. В общем, все умерли. И пилот, и 71 человек из экипажа корвета.
«Последний вздох» (ох, последний ли?) был в 2014 году.
В наборе «все в одном» был единственный, но не часто встречающийся вариант:
Vought OS2U-1/3 “Kingfisher”
Ну и последний пункт нашей программы, тоже родом из 60-х, причем не потерявший актуальности до сегодняшнего дня (из-за скудности выбора).
До двадцать первого века фирма отличалась постоянством, выдавая на гора одни и те же варианты.
По тематике всегда был один и тот же: машина с линкора «Северная Каролина» лейтенанта Джона Бернса (Lt. John Burns). Пилот отличился 30 апреля 1944 года у атолла Трук, когда спас 10 членов экипажей сбитых самолетов.
В 2010 году варианты поменяли.
Поплавковый «Кингфишер» был представлен бортом эскадрильи VO-1 с линкора «Аризона» (того самого, где в декабре 41-го сильно бахнуло).
Колесный вариант оказался «британцем» из 703-ей эскадрильи в Индии. Сказать толком нечего, фотография не найдена, все плохо.
Вот такая получилась длинная история.
Ну а нужны старые модели или нет, постоянно демонстрирует обсужденный производитель в своей "Винтажной серии".
Всем добра.
* Вся информация получена из открытых источников.