Найти тему
Тихий океан 1/72

Тихоокеанский AIRFIX. Птица Счастья. Часть II

Поскольку идея с обзором модельных фирм, в общем, и конкретно AIRFIX, в частности, вызвала отклик у коллег , "продолжаем разговор " (с).

* "Огурец" - означает наличие на модели внешней клепки.

Consolidated PBY-5A "Catalina"

Модель представляла самую популярную модификацию -"амфибию" PBY-5A. "Тихоокеанский" вариант появился только в 1980 году, до этого обходились Атлантикой. Вполне естественно, это был черный, распиаренный "Black cat". "Черные кошки" - это не имя собственное какого-то конкретного подразделения, а способ боевого применения (ночные, маловысотные атаки летающих лодок по надводным целям). "Кошками" запросто бывали и австралийские "Каталины".

-2

От первого до последнего издания, в 2013 году, сохранялся один и тот же вариант оформления (тактический номер: "12-63", "серийник": 48263 (машина с таким серийным номером действительно существовала), Соломоновы острова, 1942-43 года).

-3

Подразделение в инструкции никогда не указывалось, хотя судя по номеру 12-63, это эскадрилья VP-12. Фотографии борта найти не удалось. Есть фото машины в аналогичном оформлении, сделанным в 1944 на Гавайях, только с другим тактическим и серийным номером (12-59, с/н 48253):

-4

Модель родом из середины 60-х, как и большинство форм Фикса, поэтому качество исполнения примерно вот такое:

-5

Понятно, что "огурец" и "мыльница" (* модель со слабой деталировкой интерьера, когда оный (интерьер) совсем бы не помешал).

Curtiss P-40B "Warhawk" (Hawk 81A-2)

*не совсем чистая "изкоробка": БАНО, смоляные патрубки, смоляные ниши (бесполезная трата денег в этом случае), декаль Starfighter Decals (гадость редкая).
*не совсем чистая "изкоробка": БАНО, смоляные патрубки, смоляные ниши (бесполезная трата денег в этом случае), декаль Starfighter Decals (гадость редкая).

"Новичок" 2011 года выпуска, из разряда "успокойся, делай из коробки и не морочь людям голову". Совсем "не нулевой" интерьер. Показаны, пусть и утрированно, зачехленные брезентом ниши шасси - "фишка" всех P-40. На лобовой части "фонаря" обозначено наличие бронеплиты. Многие отрицательно относятся к размеру внутренней расшивки на новом Фиксе, но в данном случае, меня, например, все устроило.
Первым вышел комплект с вариантом
"Летающих Тигров" (AVG):

Все конечно красиво, но вот только с "Зеро", бодро взрывающимися на земле, пилоты AVG ни разу не встречались. Ни на земле, ни в воздухе.
Все конечно красиво, но вот только с "Зеро", бодро взрывающимися на земле, пилоты AVG ни разу не встречались. Ни на земле, ни в воздухе.

Вариант для "зубастиков-AVG" оригинальностью не блистал: Чарльз Олдер (Charles H. “Chuck” Older) из третьей эскадрильи AVG - второй по результативности пилот "Тигров", с 10.25 заявками на победы, вернувшийся в Китай в 44-ом году и заявивший еще восемь побед на P-51.

-8

У неблагодарных, вечно недовольных потребителей возникли претензии к цвету китайских кокард: почему все четыре ОЗ даны слишком "светленькими"? Сверху кокарды выцветали на солнышке, это доказанный факт, но в честь чего нижняя пара такая же выцветшая?

-9

До "американцев" у фирмы руки дошли сравнительно быстро. В тематических наборах по Перл-Харбору, "два в одном"(P-40B+A6M2) и "три в одном"( P-40B+A6M2+B5N2), присутствовал один и тот же, соответствующий случаю вариант оформления P-40.

-10

Ожидаемо это был "Уорхок" одного из героев событий, 2-го лейтенанта Г. Уэлша (George S. Welch), из 47-ой эскадрильи 15-ой истребительной группы (47th PS, 15th PG), заявившего за 07.12.41 четыре победы (3 D3A1 и 1 A6M2).

Фото машины с б/н "160", на которой геройствовал Уэлш, в природе не существует, все картинки составлены по описаниям. Да и с победами "осетра" пришлось немножко урезать до одного "Вэла" с "Каги".
Фото машины с б/н "160", на которой геройствовал Уэлш, в природе не существует, все картинки составлены по описаниям. Да и с победами "осетра" пришлось немножко урезать до одного "Вэла" с "Каги".

В 2020 году фирма вполне резонно выпустила набор с чисто Перл-Харборовским P-40.

-12

Вариант был выбран совсем не геройским. 7 декабря 1941 года борт "284" (c/н 41-13297) ничем не отличился, ибо не взлетал, но и не был поврежден на земле. 24 января 42-го на этой машине во время патрулирования над Оаху разбился лейтенант Спранкл (1Lt Kenneth W. Sprankle).

Настоящий "Уорхок" в таком оформлении стоит в музее (American Heritage Museum).
Настоящий "Уорхок" в таком оформлении стоит в музее (American Heritage Museum).

Curtiss P-40E "Kittyhawk"

Старенькая модель, ставящая под сомнение постулат, что "до лампочки, какая у модели геометрия, похож издалека и ладно", ибо, вот:

-14

За всю длительную карьеру, с 1964 года, обходились одним, "ближневосточным" вариантом 112-ой эскадрильи RAF. Единственное исключение, короткий период Humbrol , в конце восьмидесятых - начале девяностых, когда добавили второй, австралийский вариант.

-15

Производитель опять оригинальностью не страдал, предложив самый известный австралийский P-40: борт 77-ой эскадрильи RAAF комэска Д. Крессвелла (SqnLdr. Richard Cresswell). Машина датируется январем 43-го года:

-16

Причем, зная любовь AIRFIX к выпуску "древностей", кто знает...

Curtiss SB2C-4 /5 "Helldiver"

-17

За все долгое время производства комплекта, из выпуска в выпуск переходил один и тот же тихоокеанский вариант (нижний, на фото боксартов разных годов): "белая 200", эскадрилья VB8, авианосец CV-14 "Тикондерога". По которому ...вообще ничего не удалось найти.

В 2011 году, когда уже давно был доступен "Ныряльщик" от Academy , Фикс переиздал модель.

Мне одному показалось, что  внизу, под "Ныряльщиками", проплывает "Тайхо"?
Мне одному показалось, что внизу, под "Ныряльщиками", проплывает "Тайхо"?

Тут с вариантом было попроще: "белая 207", эскадрилья VB83, авианосец CV-9 "Эссекс", апрель 1945 года:

-19

Возможность сделать на модели крыло в сложенном состоянии имела обратный эффект: собрать в обычном состоянии, учитывая наличие клепки, было целой историей.

De Havilland DH.82a "Tiger Moth"

-20

Новая модель. Выпуск 2018 года содержал австралийский вариант из 12 эскадрильи снабжения RAAF (12th Local Air Supply Unit):

14 сентября 1945 на этом самолетике вывезли с Новой Гвинеи в полон командующего тамошней японской группировкой, генерала Хатозо Адаши.
14 сентября 1945 на этом самолетике вывезли с Новой Гвинеи в полон командующего тамошней японской группировкой, генерала Хатозо Адаши.

De Havilland DH.98 "Mosquito" FB.Mk.VI

На самом деле, у Фикса две модели "Москито" . Одна, древняя-древность 1957 года выпуска, со всеми вытекающими, дожившая до восьмидесятых.

Собственно по нижнему боксарту, где показана готовая модель, все понятно без слов.
Собственно по нижнему боксарту, где показана готовая модель, все понятно без слов.

Новая реинкарнация середины семидесятых, мало того, что уже не была классическим "огурцом" (с "Мосси" это вообще сложно, оригинал- "клееная деревяшка") но и основательно продвинулась по качеству исполнения, в принципе, не потеряв актуальности до наших дней, естественно сильно уступая Тамии с Хасегавой.

-23

От первого до последнего издания (2013 год) в комплекте неизменно присутствовал один и тот же тихоокеанско-австралийский вариант: с/н A52-520, 1-я эскадрилья RAAF, Лабуан (Малайзия), 1945 год:

Машину красиво разложили на взлете на 8 августа 1945.
Машину красиво разложили на взлете на 8 августа 1945.

Douglas "Dakota" Mk.III

"Новичок" , где пышным цветом расцвел "новый технологический подход": в модели присутствовали достаточно проработанные ниши шасси и, главное, транспортный отсек, в котором жить можно.

-25

Предлагался борт (с/н KG459) из 194-ой эскадрильи RAF времен сражения за Импхал (Индия) в 1944 году, где транспортная авиация действительно сыграла важнейшую, если не решающую роль (дело было в непролазных джунглях).

-26

В наборе, к "Дакоте" "прицепом" шел джип, как на фото прототипа, с маленькой пушченкой в придачу. Возможно из-за наличия "прицепа", цена комплекта в московских магазинах была такова, что личный безбашенный хомяк сказал "да ну его нaфи*, пошли отсюда".

Douglas SBD-3/5 "Dauntless"
Модель очень долго оставалась единственным представителем культового самолета в 72-ом масштабе. Огорчало не это. Бог с ней, с корявой клепкой, с фонарем начудили от души: в открытом состоянии его было не сделать (а это обычное, "боевое" состояние SBD), в закрытом получалось совсем смешно.

-27

С середины 60-х и до начала 90-х в комплекте всегда присутствовали два варианта:
Палубный
SBD-3 эскадрильи VB-6 с авианосца CV-6 "Энтерпрайз" (с идентификацией "не именных" палубных бортов из-за скудности маркировки всегда проблема). Фото привязывают к рейду на Уэйк в феврале 1942 года:

-28

И "морпеховский" SBD-5 эскадрильи VMSB-231с Маршалловых островов. 1944 год:

-29

В "эпоху Хамброла" вариант "палубника" был заменен на новозеландский. Выбор пал на самого унылого "новозеландца": SBD-3, б/н NZ5005, 25-я эскадрилья RNZAF, 1943 год. Машина использовалась в учебных целях.

-30

Новый хозяин в двухтысячных модельку тоже переиздал, кроме коробки поменяв и варианты оформления.

-31

Тихоокеанский вариант остался в единственном числе: SBD-3 той же эскадрильи VB-6, с того же авианосца CV-6 "Энтерпрайз", но участник событий у атолла Мидуэй.

-32

Ну раз выпускают, значит спрос есть, хотя после Хасегавы, а теперь и Флайхока....

Douglas TBD-1 "Devastator"
Старая, можно сказать консервативная модель, у которой за десятилетия выпуска не менялась ни картинка на боксарте, ни варианты декалей.

-33

Вариант с ТВД был всегда один: с/н (BuNo) 1509, тактический номер: "черный 2", эскадрилья VT-8, авианосец CV-8 "Хорнет". Мидуэй.

-34

Фото и боковичка нет. Самолет с "серийником" 1509 в реалиях нес тактический номер "T-10": cбит, экипаж погиб. Там для "Девастейторов" вообще все сложно было.

Grumman F4F-4 "Wildcat"

-35

"Новичок" 2015 года, поднявший планку качества "Дикокотов" на невиданный доселе уровень. Касалось это в первую очередь деталировки, особенно такой сложной части F4F, как шасси. Маленькой ложкой дегтя был встречающийся производственный брак: смещение литьевых форм, превращающий сборку "палок-елок-стоек" в интереснейший квест.
Набор содержал два варианта и оба правильные.
Борт "6-F-9" эскадрильи VF-6 с с авианосца CV-6 "Энтерпрайз" (апрель 42-го):

-36

И машину "Гуадаканальского богатура" из эскадрильи КМП VMF-223, капитана Мариона Карла (18.5 заявок на победы):

-37

В 2020 году, в парном тематическом наборе по Мидуэю, "Все в одном: просто добавь воды", появился вариант, соответствовавший обстоятельствам:

-38

Это был F4F-4 эскадрильи VF-8 с авианосца CV-8 "Хорнет":

-39

Наконец, в 2022 году варианты оформления были полностью заменены. "Правильный" остался только один: "Белый 77" из эскадрильи КМП VMF-221, лейтенанта Джеймса Светта (1St Lt James E. Swett) - "ас одного дня"(07.04.43), закончивший войну с 15.5 заявками на победы.

Машина запоминающаяся, пилот известный, а фото самого самолета найти не удалось.
Машина запоминающаяся, пилот известный, а фото самого самолета найти не удалось.

А потом появилась Арма ...

Grumman "Wildcat" Mk.VI (FM-2)

На самом деле, вышеописанный "новичок", F4F-4, был не первым "Дикокотом" у Фикса. В далеком 1964 году был осуществлен "первый подход" : Grumman (а скорее General Motors) "Wildcat" Mk.VI (он же FM-2).

-41

Один из вариантов (как на нижнем боксарте) декларировался тихоокеанским FM-2 (Pacific, 1945). На самом деле это была учебная машина КМП из "учебки" (OTU), вероятно с авиабазы (NAS - Naval Air Station) Джексонвилл во Флориде.

-42

Казалось бы, что модель уровня "обнять и плакать", должна была уйти в небытие, но, нет. Уже в двухтысячных, для деятельных членов Airfix Club, был выпущен эксклюзивный набор, где присутствовал тот самый "старичок".

-43

Один из вариантов представлял Британский Тихоокеанский Флот: б/н JV884, 882-я эскадрилья FAA (882th NAS), авианосец HMS"Сечер", 1945 год:

Такой "эксклюзивный" вариант дают и Sword, и Arma.
Такой "эксклюзивный" вариант дают и Sword, и Arma.

Grumman F6F-3/5 "Hellcat"

-45
-46

У нас, при доступном минском "Хеллкете", встречался достаточно редко (у "забугорных друзей" его просто не выписывали). За весь "жизненный цикл", в комплекте всегда было два одних и тех же варианта:
Командира 5-ой авиагруппы, Джеймса Флэтли (6 заявок на победы), авианосец CV-10 "Йорктаун":

-47

И "тихоокеанский британец", б/н JZ785, 800th NAS, авианосец HMS "Имперор", 1945 год:

-48

Было единственное исключение. В девяностых, в серии "Асы Второй Мировой" в наборе шел единственный вариант Дэвида МакКэмпбелла.

Думается, что ни самолет, ни пилот в представлении не нуждаются.
Думается, что ни самолет, ни пилот в представлении не нуждаются.

Grumman TBM-3 "Avenger"

-50

Долгое время модель была практически безальтернативна, хотя появилась в далеком 1966 году. С самого начала выпуски содержали два следующих варианта.

Первый борт принадлежал эcкадрилье VT-9 с авианосца CV-10 "Йорктаун" (окраска как на боксарте выше, фото, ну какое уж есть):

-51

Второй, эскадрилья VT-82, авианосец CV-20 "Беннигтон". Весна 1945 года:

-52

В 1979 года, во время очередного переиздания поменяли оба варианта оформления.

-53

Теперь это были борт из VT-98 с авианосца CV-36 "Энтитем" (верхняя картинка на боксарте и верхнее фото ниже) и борт из VT-84 с CV-17 "Банкер Хилл" (соответственно нижняя картинка и фото).

При всем обилии фотоматериалов по "Авенджерам" эскадрильи VT-84 с неудалого "Банкер Хилла", борт "белая 309" (нижнее фото) видимо выбрали потому, что есть живой и летающий экземпляр именно в таком оформлении - фото современное.
При всем обилии фотоматериалов по "Авенджерам" эскадрильи VT-84 с неудалого "Банкер Хилла", борт "белая 309" (нижнее фото) видимо выбрали потому, что есть живой и летающий экземпляр именно в таком оформлении - фото современное.

Наконец в последнем выпуске 1995 года опять все поменяли и "тихоокеанец" остался в одиночестве: эскадрилья VT-88 с авианосца CV-10 "Йорктаун" образца 1945 года.

-55

В наших пенатах монополия Фикса на "Авенджеры" закончилась в начале 90-х, когда кооператоры наладили выпуск ex-ФРОГа, хотя это совсем не модификация TBM. А потом появилась Академия...

Hawker "Hurricane" Mk.IIC

"Новичок-крепкий середнячок" образца 2010 года. Простенькая для нашего времени деталировка, но "кандидатский минимум" выполнен. Какой-никакой, но интерьер. Ниши шасси, простенькая внутренняя расшивка. Не Арма конечно, но и цена совершенно другая, если встретите.

-56

Один вариант по тематике: б/н LB957, 34-ая эскадрилья RAF SEAC. Бирма, 1944 год:

-57

Не затрагивая туманные вопросы геометрии, примерный аналог Звезды.

Lockheed "Hudson" Mk.III

На старой "модели-огурце", не идущей на в какое сравнение с тем же Италом, всегда обходились одним-двумя "европейскими" вариантами. В последнем издании 2006 года расщедрились: вариантов стало уже четыре, из них пара "тихоокеанцев".

-58

Австралийский "Хадсон" Mk.IIIA, б/н A16-244 2-ой эскадрильи RAAF, 1943 год. Опцией давался б/н A16-211 с буквенным кодом KO-Y, которого на машине никогда не было, да и сам "Хадсон" был модификации Mk.IV, а это немножко другой самолет.

Фото- какое есть, привязка к фото была сделана по сайту ADF serial.
Фото- какое есть, привязка к фото была сделана по сайту ADF serial.

И "новозеландец" из музея: тоже "Хадсон" Mk.III, б/н NZ2013, 4 Sqn RNZAF, 1942 год:

Борт с таким "серийником" действительно существовал.
Борт с таким "серийником" действительно существовал.

Lockheed P-38F/H "Lightning"

Модель представляла редкие, ранние модификации «Молнии», на МКСМ была редкостью и популярностью никогда не пользовалась по известным причинам (NOVO) плюс "фирменный стиль" (традиционный, паровозно-огуречный клеп).

-61

Один из двух вариантов был наш клиент: «зубастый» P-38F 347-ой истребительной группы. Гуадалканал, 1943 год:

-62

В 1987 году, в рамках серии "Асы Второй Мировой войны", набор был в очередной раз переиздан.

-63

Асов "Лайтнинга" достойно представил убиенный Томас Мак Ги (Thomas McGuire) из 431th FS, 475th FG:

-64

В 90-е, в нескольких изданиях давались оба перечисленных варианта сразу. У модели, которая на сегодняшний день не выпускается, из конкурентов сейчас только «попробуй собери» RS Model.

Mitsubishi A6M2 «Zero»

Первый подход к культовой машине был сделан в 1959 году.

-65

На литниках и в сборе это выглядело вот так:

-66

Единственный вариант (сначала подумалось о нapкoмaнax), с шевроном 68-го полка авиации Армии на хвосте, в производстве оказался живуч. Причем, нapкoмaны отменились сами собой. Такой чудо-вариант не бред сознания, его не выдумали, а подсмотрели на послевоенных шоу:

-67

Заменили чудесный вариант только в 1990 в серии "Асы Второй Мировой " (жаль).

-68

Был представлен самолет Сабуро Сакае "V-103" (б/н 3647) из Корпуса Таинан весны-лета 1942 году.

-69

"V-103" –это не персональная машина Сакае, но он действительно совершал на ней боевые вылеты. Фото борта нет. Зато есть фото обломков: останки самолета нашли в 10 км от Хендерсон Филд (кто именно был погибшим пилотом и точная дата происшествия неизвестны. Cчитается, что дело было осенью 42-го).

Этот же вариант (Сакае) был в последнем издании "древности" в 2009 году, когда наконец "стюардессу прикопали".

-70

Тут бы и начать менее занятную историю "второго подхода к Зеро", но статья опять разрослась до циклопических размеров, хотя свет в конце тоннеля уже был виден, поэтому повествование прекращается.

Всем добра.

* Использована информация из открытых источников.