Найти в Дзене
Павел Машкин

Важный поворот в эвакуции - переход от слов к действиям. Первая реальная отправка спасательного отряда

Продолжение хроники спасения челюскинцев по материалам газет 1934 года. В прошлом выпуске я останавливался на 16 марте – в спасательной операции кризис, эвакуировать бедствующих нечем, но правительство решило делать вид, что проблем нет.

17 марта про спасение челюскинцев писали много, но все материалы пустые. В очередной раз пообещали, что группа Галышева вот-вот вылетит из Хабаровска. Хоть заголовок набрали очень крупными буквами – но с дня первого обещания прошло уже больше недели, так что к этому можно было привыкнуть.

Еще раз сообщили, что ремонт «Красина» закончен и он вот-вот выйдет из дока и встанет под погрузку. Но еще не вышел и не встал. Но закончил точно. И ударно.

Были и новые сюжетные ходы. Впервые со льдины передали сообщение кого-то, кроме Шмидта. Вторым корреспондентом выступил один из многочисленных заместителей Шмидта Иван Копусов. Начал он эпично:

«Прошел месяц на льду. Коллектив челюскинцев освоился с жизнью в суровых условиях Арктики. За это время в быт внесено немало улучшений, перестроены и утеплены палатки, в которых днем нормальная температура».

Какая нормальная, он не уточнил. Но поведал о температуре воздуха снаружи – она все время держится на одном уровне – минус 38 градусов.

«Жизнь в лагере идет буднично, без особых событий и начинается в 6 часов утра. В тот же час «просыпается» и радио. Начинаются переговоры с Уэлленом о возможности полета самолета…»

Интенсивность переговоров можно уже и снизить – так как в Уэлене не осталось самолетов, то обсуждать возможности полета совершенно бессмысленно, на ближайшую неделю так точно. Но как удивительно работает пресса, как точно вставлена фраза – словно ничего и не произошло.

Статья и портрет Копусова
Статья и портрет Копусова

«В 8 утра - завтрак. Затем бригады идут на работу. В уцелевшей половине барака по вечерам занимается кружок по диалектике». – вот как, оказывается уцелела только половина барака? А Отто Юльевич ранее рассказывал, что обе. Лед, дескать, только разорвал барак пополам, половинки разъехались в стороны, дыры потом зашили, и из одного большого домика получилось два не столь больших. А через канал перекинули мостик. Ну, ладно, послушаем про занятия…

«Ведет кружок Отто Юльевич Шмидт. Тут же всему коллективу сообщается о новостях, получаемых по радио с материка. Систематически проводятся популярные лекции. В палатках идет обсуждение речи товарища Сталина на XVII партийном съезде»

Прекрасно же – люди обжились, бригады ходят на работу, а по вечерам слушают популярные лекции. По вечерам Сталина обсуждают, лежа в палатке, где значительно теплее - 38°. Можно жить и жить.

Также в номере очередной репортаж Прасковьи Лобзы, на этот раз о перевозке женщин и детей на нартах от Уэллена до Лаврентия. И отклики польской печати. Тут никаких сюрпризов – польские газеты в восхищении, как протекает эвакуция челюскинцев.

А вот следующий день, 18 марта, новости были. По этому поводу Правительственная комиссия выпустила очередное Сообщение – одиннадцатое.

«Сообщение правительственной комиссии.

По донесению с мыса Северного, начиная с 16 марта во всем районе свирепствует сильная пурга. Вследствие пурги 17 марта радиосвязь с лагерем Шмидта была прервана…

Летчики тт Галышев и Доронин 17 марта, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия прибыли на своих пассажирских машинах «С-5» из Хабаровска в Николаевск-на Амуре, преодолев этап протяжением более 900 км».

-2

Вот как, оказывается Галышев и Доронин 17 марта все-таки вылетели из Хабаровска. Для той спасательной операции это поистине сенсационная новость – впервые за все время в путь реально отправился хоть один спасательный отряд (не прошло и 34 дня). Но правительственная комиссия решила не выпячивать факт старта, а сделать акцент, что они уже куда-то долетели. При этом в расстоянии зачем-то соврали – от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре 650 км, а совсем не «более 900 км». Даже если выписывать все петли реки Амур, то на треть путь не увеличиться. Этим будет заложена традиции – все расстояния в дальнейшем будут безбожно завышаться. Это специальная советская привычка, что ли?

Расстояние Хабаровск - Николаевск
Расстояние Хабаровск - Николаевск

«Летчик т. Водопьянов следовал в одном звене с тт. Галышевым и Дорониным, но снежная метель и туман сделали опасным движение строем, особенно вследствие того, что машина т. Водопьянова имеет большую скорость, нежели самолеты тт. Галышева и Доронина. Тов Водопьянов вернулся в Хабаровск и намерен 18-го в ночь вылететь в Николаевск».

Интересно, их начальство отправило строем, или они сами так решили? Если самолет Водопьянова быстрее, так запустили бы его первым?

Вот такую фотографию Виктора Галышева нашел на "Полярной почте"
Вот такую фотографию Виктора Галышева нашел на "Полярной почте"

«Полет самолетов, высаженных «Смоленском» в Олюторовке, по сообщению командира эскадрильи т. Каманина, ожидается 20 марта».

Все-таки не перестаю удивляться, зачем Каманина в книге «Как мы спасали челюскинцев», вышедшей в июле 1934 года, заставили написать, что самолеты начали выгружать на берег 19 марта? Когда из сообщения правительственной комиссии явно следует, что 17-го их уже точно собирали? Это же такая грубая фальсификация – подшивки газет и книга могли находится в одних библиотеках?

«О самолете т. Ляпидевского сведений пока еще не поступало. Как полагают ответственные работники, от посланных на поиски нарт донесения поступят в 3-4 дня. Метель затрудняет поиски».

Самая тревожная и, наверное, самая важная информация, засунута в середину сообщения. О судьбе машины и экипажа уже 4 дня никакой информации.

«Ледокол «Красин» вышел из Кронштадтского дока, закончив капитальный ремонт. «Красин» направился в Ленинград, где встанет под погрузку».

От Кронштадта до Ленинградского порта не более 30 км. Если ледокол вышел, но еще не дошел, то сколько же времени он ползет? Так и не понятно, закончен ударный ремонт, или продолжается.

«Правительственной комиссией отправлены во Владивосток по железной дороге два мягких дирижабля. Это – малоиспытанное в полярных условиях средства, которое будет применено лишь в крайнем случае…»

Далее на много абзацев излагаются технические характеристики дирижаблей. Практически это занимает половину текста сообщения. Про группу Ушакова в Америке не сказано ни слова.

Итак, в сообщение есть две важные новости, но обе слегка припрятаны.

1. Группа Галышева вылетела

2. Самолет Ляпидевского не найден.

Других известий нет. Но в спасательной операции начались движения, кроме «Ляпидевский всех спасет».

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.