Найти в Дзене
Павел Машкин

Как правительство решило выкручиваться - кризис продолжается

Очередной раунд обзора прессы 1934 года о спасении челюскинцев. (Я собирался делать их день в день, но слегка опаздываю, хотя надеюсь вскоре наверстать). Сегодня наблюдаем 16 марта – очередной день кризиса операции, второй, но не последний. Теперь он закончится нескоро, самолеты же из ниоткуда не появятся. Напоминаю, что в газеты попадает ситуация на предыдущий, в данном случае на 15 марта.

В номере очередное сообщение Правительственной комиссии, на этот раз десятое. Как жареный петух клюнул, так она зачастила, они выходят уже третий день подряд, чего ранее не случалось.

«Сообщение Правительственной комиссии.

По поступившим дополнительным донесениям, т. Ляпидевский 14 марта вылетел из Уэллена в Ванкарем, имея на борту самолета «АНТ-4» экипаж в составе 6 человек, 1.500 кгр бензина и 3 баллона воздуха. До 15 марта сведений о самолете от высланных на розыск нарт не поступало».

Комиссия все еще пытается не тревожить публику, хотя отсутствие самолета второй день должно настораживать. Второй абзац Сообщения:

«Пароход «Смоленск», пробившись сквозь лёд, 14 марта соединился с пароходом «Сталинград», который к этому времени в Олюторке закончил выгрузку горючего и двух самолетов «Ш-2» (сведения о выгрузке в Опуке оказались неверными). На берег мыса Олюторского выгружаются самолеты, горючее и необходимое снаряжение, также и с парохода «Смоленск»»

Комиссия продолжает мухлевать с датами и положением судов. Днем ранее она сообщала, что «Смоленск» 13 марта, причем в полдень, оказался в районе Олюторского мыса. Теперь он, оказывается, 14 марта соединился с «Сталинградом». А где же "Смоленск" был 13-го, и почему он раньше не видел "Сталинграда"? Но вот 14 марта они, якобы, соединились. Но эта дата тоже ложная, в тот день "Смоленск" только получил приказ идти к берегу, так что соединиться мог не раньше утра 15-го. Газета поступила в печать вечером 15 марта, так что доклад об воссоединении мог попасть в номер, хоть и передвинутым в прошлое. Но мог и быть выписан авансом, а воссоединение произошло 16-го. Но все же 15 марта является возможной датой, хотя она нигде не называется. Правительственная комиссия старательно прячет связь между исчезновением Ляпидевского и изменением планов спасательных групп. Путаница с Опукой и Олюторкой, сделанная в отношении "Сталинграда", тоже непонятно что такое. Я долго был уверен, что комиссия просто по ошибке реку Апука на Олюторском мысе назвала мысом Опукинским, которого на самом деле не существует. Но вчера в комментариях мне подсказали, что такой мыс всё-таки есть, он на 300 км севернее Олюторского. Но там выгрузки быть не могло вследствие замерзшего моря.

-2

«Под руководством начальника летной группы т. Каманина 5 самолетов «Р-5» после сборки двинутся лётом в Уэллен. Организация перелета самолетов на большое расстояние между мысом Олюторским (восточное побережье Камчатки) и Уэлленом (Чукотский полуостров) вызвало необходимость создать промежуточные базы в Майно и Пыльгино, куда будет заброшенно горючее. При благоприятных условиях не позже 25 марта самолеты будут в Уэллене».

Тут Правительственная комиссия совсем зарапортовалась и запуталась. Майно и Пыльгино один населенный пункт Мейныпильгыно. Но это не самая большая беда. Комиссия не уточняет, а как туда будет заброшен бензин? От Олюторского мыса туда 450 км по прямой, а море замерзло. Чем же доставлять горючее, неужели этими же самолетами?

«Самолеты летчиков Водопьянова, Галышева и Доронина собраны. Вылет пилотов из г. Хабаровска в Уэллен задерживается вследствие бурана. Вылет ожидается 17 марта».

В этой части все точно. Далее, впервые за долгое время появляется информация про Слепнева и Леваневского.

«По имеющимся сведениям, зам. начальника ГУСМП т. Ушаков Г.А. и летчики тт. Леваневский и Слепнев 14 марта прибыли в г. Сиатль, откуда 17 марта с первым пароходом направятся на Аляску с тем, чтобы лететь на помощь экспедиции на закупаемых в Америке 2 самолетах».

Ох уж эта загадочная форма: «По имеющимся сведениям»! Что она означает? Это сам Ушаков докладывает, или кто-то за ним со стороны следит? Мне кажется, Комиссия использует её, когда собирается что-то исказить, но подстраховывается на случай поимки за руку. Я уверен, что летчики сидели в Нью-Йорке до 14-го числа, поэтому не могли оказаться в ту же дату на другом конце континента. Даже с учетом разницы во времени (в Москве это уже 15 марта). Возможно, в Сиэтле находился один Ушаков, а летчики мчались к нему на поезде. Здесь комиссия тоже прячет связь выезда с пропажей Ляпидевского.

Далее идёт огромный кусок, что правительство решило двинуть на помощь мощный ледокол «Красин». Он только стоит в Ленинграде в доке, но ничего, ремонт уже закончен, силами ударного труда. Вот-вот и отправится – через два океана и Суэцкий канал.

Далее возникает очень интересная тема:

«По сообщению посла СССР в Соединенных Штатах Америке т. Трояновского ему в Государственном Департаменте (министерство иностранных дел) было заявлено от имени американского правительства о готовности Америки оказать помощь челюскинцам посылкой тяжелых самолетов с американскими пилотами.

Правительство СССР предложило т. Трояновскому заявить о согласии СССР принять предложенную помощь».

Это уже четвертое сообщение в «Правде» о предлагаемой американцами помощи. Предыдущие были со стороны бизнеса и общественных организаций, на сей раз со стороны государства. В реальности таких предложений было больше. Неспроста Комиссия пишет об этом сейчас, когда спасательная зашла в полный тупик. Это называется подготовка общественности. Ведь долетят ли группы Галышева и Каманина неизвестно. Прошло чуть больше месяца выморозки людей на льдине и Советский Союз готов принимать помощь. Но еще не окончательно. Это только в «Правде» они написали, что согласились. На самом деле ответ был такой, что решение примем после того, как Слепнев и Леваневский приедут на Аляску. Так что челюскинцы еще немного подождут.

Советская делегация с американцами - этот снимок сделан через неделю после описываемой даты.
Советская делегация с американцами - этот снимок сделан через неделю после описываемой даты.

Завершал Сообщение абзац о положении на льдине. Фраза «В лагере по-прежнему все благополучно» в нем присутствовала. Летчик Бабушкин неоднократно пробовал завести самолет, но не смог – было очень холодно. На этом правительственная комиссия завершает доклад.

Еще в номере – огромная статья о завершении ремонта «Красина». Телеграмма Водопьянова о готовности. Но самым главным украшением стала новая большая статья с картинкам: «На север, к лагерю Шмидта!» Начиналась она бодро и поистине эпично:

«Прошел месяц, как челюскинцы после гибели корабля высадились на лед. Их лагерь среди безмолвной полярной пустыни сделался центром внимания всего мира. Изо дня в день заботливо следят за челюскинцами трудящиеся Советского Союза. На помощь посланы лучшие полярники, оснащенными современными техническими средствами…»

Подобный зачин меня слегка удивил. Вроде бы ни один новый полярник на Чукотке не появился, кроме тех, что там находились с осени? И что это за современные технические средства?! Там вроде бензин на собачьих нартах возят. Но дальше пошло что-то совсем удивительное – со всех сторон Ванкарем потянулись стрелки.

-4

«Семнадцать самолетов послано на помощь челюскинцам…» Тут я совсем оторопел. Раньше из этих семнадцати в реальности летал ОДИН. И вот он исчез, и не осталось ни одного. Ноль! А самолетов по-прежнему семнадцать!

«Три самолета – летчиков тт. Ляпидевского и Чернявского на мысе Уэллен и летчика тов. Куканова на мысе Северном – находились месяц назад северном побережье Чукотского полустрова. Теперь туда прибыл самолет тов. Конкина из бухты Провидения».

Такая невероятная наглость даже завораживает – после месяца сплошных провалов запеть песню о могучей авиации. Григорий Чернявский наверняка с удивлением узнавал из газет, что находится на Чукотке и спасает замерзающих. Конкин мог уже хладным трупом лежать рядом Ляпидевским у разбитого самолета – на момент публикации этот было совсем не исключено - но на бумажных страницах оба пилота по-прежнему парят в небе, причем на разных самолетах. Но песня все продолжается:

«На днях полетят туда с мыса Олюторского два самолета, доставленные пароходом «Сталинград»… Самолета два эти так никогда и не взлетели, не только что «на днях». Но для песни же это неважно. Она звучала, пока не пропела про все семнадцать могучих машин. А для закрепления эффекта их еще закрепили рисунками на карте, причем два раза – один в виде белых фигурок, другой в форме черных. А по сути вся песня – повторение Сообщения правительственной комиссии. Таком образом, на второй день кризиса советское правительство показало умение держать удар – несмотря на полное отсутствие доступных самолетов, оно неизменно утверждает, что их семнадцать, и готово повторять цифру по два раза за номер. Потом и количество самолетов начнет увеличиваться. Так что главный способом борьбы с кризисом в медийном поле - сделать вид, что его нет. Дальнейшие изобретения посмотрим позже - обзор будет продолжен.

Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл
"Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.