Рассказываем, какие налоговые режимы можно применять при торговле на маркетплейсах и с какой суммы платить налоги
Сегодня торговля на маркетплейсах набирает большие обороты. Однако многие начинающие селлеры сталкиваются со сложностями уже на этапе выхода на онлайн-площадки.
У каждого маркетплейса свои правила работы и ограничения для селлеров, а также разные отчетные документы и своя специфика расчета налогов.
Например, на Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете» могут размещаться самозанятые, ИП и ООО. А Lamoda или «МегаМаркет» доступны только ИП и юрлицам. От статуса селлера и режима налогообложения зависит размер будущего налога. Рассмотрим, какие существуют варианты.
Система налогообложения для маркетплейсов
Для торговли на маркетплейсах доступны следующие налоговые режимы:
- ОСНО (НДС),
- УСН,
- НПД (только для товаров собственного производства).
Общая система налогообложения (ОСНО)
Для работы на маркетплейсах этот налоговый режим выбирают довольно редко. В целом малый бизнес не очень любит ОСНО, ведь это самая дорогая система с множеством налогов и отчетов. Среди плюсов общего налогового режима — отсутствие лимитов и ограничений.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Это самый популярный налоговый режим для торговли на Wildberries, OZON, «Яндекс Маркет», «МегаМаркет», MaxMarket, Lamoda, KazanExpress, Flowwow и многих других маркетплейсах.
Предприниматели на УСН считают налог с доходов на маркетплейсе по-разному. Все зависит от выбранного объекта налогообложения.
ИП может применять УСН «доходы» или УСН «доходы минус расходы». Варианты упрощенки будут отличаться спецификой расчета налоговой базы и размером налоговой ставки.
НПД (самозанятые)
Самозанятый может продавать на маркетплейсе только те товары, которые произвел сам. Заниматься перепродажей и/или продавать маркированные товары запрещено.
Патент
Нельзя применять патент при торговле товарами на маркетплейсах. Патент выдается на конкретный вид деятельности. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ онлайн-торговля на маркетплейсах не считается розничной в рамках патента. Это подтверждает и письмо Министерства финансов от 02.06.2021 № 03-11-11/43056.
Поэтому ИП не могут выбрать патентную систему налогообложения для торговли на онлайн-площадках.
Как правильно рассчитать выручку на маркетплейсах
Чаще всего предприниматели работают на упрощенной системе налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ все упрощенцы учитывают доходы и расходы кассовым методом — по мере прихода или списания денег со счета. Но с маркетплейсами не все так просто.
ФНС и Минфин придерживаются разных мнений по этому вопросу.
ФНС в письме от 04.08.2017 № СД-4-3/15363@ указывает, что дата получения дохода — это день, когда покупатель оплатил деньги за товар (то есть когда оплата поступила на счет маркетплейса).
Минфин в письме от 18.05.2020 № 03-11-11/40176 объясняет, что датой получения дохода у ИП на УСН признается дата поступления денежных средств на расчетный счет ИП.
Маркетплейс перечисляет на расчетный счет ИП сумму уже за вычетом комиссии на продажу, вознаграждения за обработку, хранение и доставку заказов до пунктов выдачи (ПВЗ), то есть за минусом расходов на оплату услуг онлайн-площадки.
Правильная сумма выручки
Корректная сумма выручки отражается в отчетах, которые предоставляет маркетплейс. Чаще всего их можно скачать из личного кабинета селлера, но некоторые маркетплейсы высылают отчетность по запросу ИП. В таких случаях направить запрос и получить закрывающие документы можно только в установленные торговой площадкой сроки.
Специалисты компании «Лад» грамотно проконсультируют вас по всем интересующим вопросам и помогут рассчитать налоги при торговле на маркетплейсах.