Найти в Дзене
Усталый пилот

Напугал всех на своём «мессере». Покрышкину так понравился немецкий истребитель, что он на минуту забыл на чём летит

Оглавление

Хмурой осенью 1942 года на нашей территории приземлился “мессершмитт-109” с фашистскими крестами на крыльях. Управлял им хорватский лётчик, как известно, тогда многие европейские страны воевали с нами на стороне фашистов, но, очевидно, не всем это нравилось.

Наши командиры решили воспользоваться этой возможностью и хорошенько изучить тактико-технические и боевые возможности оружия врага. Об этом пишет в своей книге “Небо войны” трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

Хмурой осенью 1942 года на нашей территории приземлился “мессершмитт-109” с фашистскими крестами на крыльях.
Хмурой осенью 1942 года на нашей территории приземлился “мессершмитт-109” с фашистскими крестами на крыльях.

Почти как в кино

Вы, конечно, многие, если не все, видели замечательный наш фильм “В бой идут одни старики” и, наверняка, многие знают, да и в титрах фильма было написано, что сценарий Леонидом Быковым был написан на основе рассказов непосредственных участников Великой Отечественной войны. Правда личность самого “Маэстро” связывают с дважды Героем Советского Союза Виталием Ивановичем Попковым.

Про Покрышкина же пишут, что он тоже всесторонне поддерживал съёмки фильма и, будучи Председателем ЦК ДОСААФ СССР, предоставил самолёты и лётчиков для этих съёмок. Наверняка Леонид Быков слышал и его рассказы о войне, а может читал книгу, написанную Покрышкиным, но я, перечитывая в очередной раз, “Небо войны”, обнаружил в ней два фрагмента почти точь в точь, показанные в фильме.

Правда в фильме они объединены в один эпизод, когда “Маэстро” на трофейном “мессере”, про которого Макарыч говорил: “Жрёт проклятый”, летит на разведку, чтобы обнаружить танки. Его сбивают, он плюхается недалеко от передовой и получает от наших бойцов, что называется “по заслугам”.

Погода была абсолютно не лётная и приходилось лететь на высоте 25-30 метров под низкими облаками и когда уже надежды не оставалось и остатка бензина хватило бы только на возвращение домой, он обнаружил в одной из лесопосадок плотно стоящие ряды около 200 танков.
Погода была абсолютно не лётная и приходилось лететь на высоте 25-30 метров под низкими облаками и когда уже надежды не оставалось и остатка бензина хватило бы только на возвращение домой, он обнаружил в одной из лесопосадок плотно стоящие ряды около 200 танков.

Полёт на разведку за танками фон Клейста

В книге же Александр Иванович описывает как осенью 1941 года летал на разведку с целью найти танки группы фон Клейста, которые подтягивались к Ростову-на-Дону для его захвата. Погода была абсолютно не лётная и приходилось лететь на высоте 25-30 метров под низкими облаками и когда уже надежды не оставалось и остатка бензина хватило бы только на возвращение домой, он обнаружил в одной из лесопосадок плотно стоящие ряды около 200 танков.

Танкисты, которые не ожидали увидеть в такую погоду наш самолёт, грелись у костров, но сразу же бросились в люки танков, под прикрытие брони. А Покрышкин, решив зайти ещё разок для уточнения на позицию танков, получил такой встречный зенитный огонь, что еле успел скрыться в облаках.

Эта информация была очень важна и позволила нашим войскам дольше удерживать город и даже контратаковать. За это и другие боевые заслуги в декабре 1941 года Александр Иванович был награждён Орденом Ленина.

На «мессере» с красными звёздами

А на трофейном ”мессершмитте-109” Покрышкин на задания не летал, но был привлечён в группу для изучения этого самолёта. Он так обрадовался этой возможности и так торопился взлететь на Ут-2 с ещё одним лётчиком на соседний аэродром, где собирались испытывать «мессеры», что на взлёте не учёл боковой ветер и подломил стойку шасси.

На «мессершмитте-109», на котором предстояло летать Покрышкину, наспех прямо поверх фашистских крестов нарисовали звёзды, но это была не очень надёжная защита, если бы в воздухе встретились наши истребители. Такая мысль возникла у Покрышкина, когда он поднял самолёт в воздух, и вскоре он в этом убедился…

Самолёт настолько понравился Александру Ивановичу, что покувыркавшись, как он пишет, на нём около получаса в воздухе, он забыл на каком самолёте летит и увидев недалеко наш бомбардировщик СБ, решил подлететь поближе, но лётчики, поздно заметив «мессершмитт», так от него шарахнулись, что Покрышкин даже забеспокоился о них.

Полетав несколько дней на трофейных машинах, один лётчик, из их группы, получил задание “прощупать” передний край на предмет разведки и надо же было в этом полёте заклинить движку на «мессере», пришлось садиться на вынужденную недалеко от переднего края.
Полетав несколько дней на трофейных машинах, один лётчик, из их группы, получил задание “прощупать” передний край на предмет разведки и надо же было в этом полёте заклинить движку на «мессере», пришлось садиться на вынужденную недалеко от переднего края.

Не помогли ни звёзды на крыльях, ни сигналы “Я свой”. Подлетая к аэродрому он напугал ещё и У-2, заходящий на посадку, лётчики “плюхнулись” перед собой и побежали прятаться в посадку, опасаясь атаки “мессершмитта”.

Полетав несколько дней на трофейных машинах, один лётчик, из их группы, получил задание “прощупать” передний край на предмет разведки и надо же было в этом полёте заклинить движку на «мессере», пришлось садиться на вынужденную недалеко от переднего края.

Ну а дальше всё как в фильме, правда без сцены за столом с пехотным капитаном:
— Ну мы могём!
— Не могём, а могем…

Пехотинцы просто позвонили в часть командиру их группы (генералу) и ему, вместе Покрышкиным пришлось ехать вызволять своего побитого лётчика, который после этого напрочь отказался больше садиться в этот самолёт:

— Если бы не подоспел комиссар батальона, бойцы расстреляли бы меня, как изменника Родины…

На этом эксперименты были закончены. Покрышкин, летавший в этот период на МиГ-3, сравнивал «мессершмитт-109» с нашим Як-1, на котором ему тоже пришлось ранее полетать, удивляясь, что, созданные в секретных условиях, разными конструкторами, самолёты были так похожи в своих лётных качествах…

Вам также может быть интересно:

О том как один из лучших лётчиков Балтийского флота «ловил на живца» хвалёных фашистских «асов»
Усталый пилот30 июля 2023
Сбежал из госпиталя и снова в бой. История «небесных баталий» легендарного летчика, пережившего и голод, и войну
Усталый пилот23 июня 2023
-4