Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эмиграция во Внутреннюю Монголию. Определение, примеры, способы отъезда, риски и последствия

Оглавление

Есть такой старый мультфильм про уточку «Серая шейка». Непослушная птичка решает там проигнорировать наступление зимы, и продолжает плавать по кругу в озере, пока оно покрывается коркой льда. Постепенно диаметр круга, по которому плавает Серая шейка, становится меньше, пока ей уже не хватает места даже для того, чтобы развернуться.

Вот этим-то и опасна Внутренняя Монголия, в которую все сегодня стараются «уехать».

Что это вообще такое?

Начнем с главного, откуда появился этот термин:

Внутренняя Монголия - это автономный район на севере Китая, который граничит с Россией. Он назван так потому, что находится внутри территории Монголии, хотя и не является ее частью. Внутренняя Монголия известна своими степями, горами и озерами, а также богатой культурой и историей.

Впрочем, в значении «психологической эмиграции» этот термин стал употребляться в связи с книгой Пелевина, а вовсе не в контексте реального географического значения термина.

-2
Внутренняя Монголия в романе Виктора Пелевина «Generation P» - это метафорическое пространство, которое представляет собой смесь реального мира, фантазии и мистических элементов. Это место, где герои романа встречаются с богами, демонами и другими мистическими существами, а также с самими собой. Внутренняя Монголия является символом внутреннего мира человека, его души и подсознания.

Психологическая эмиграция

С легкой руки разных там иноагентов, этот термин стали использовать для обозначения ментальной, психологической эмиграции в некое метафизическое пространство своего собственного мира. «Отъезд во Внутреннюю Монголию» стали называть единственным возможным способом действий людей, которым не нравится происходящее в стране, но которые не имеют при этом возможности уехать.

-3

Пример Карла Ясперса

Самым ярким примером «отъезда во Внутреннюю Монголию», то есть психологической эмиграции, можно назвать Карла Ясперса. Этот немецкий психиатр и философ жил в середине ХХ века, да еще, к тому же, был женат на еврейке. Естественно, ученый был не угоден нацистским властям, но несмотря на это Ясперс решил «быть вместе со своим народом в трудные для него времена». Ясперсы лишились работы, семьи, друзей и каждый день рисковали отправиться в концлагерь, но все же не изменили себе и пережили войну в Германии. Когда оковы фашизма пали, Ясперса стали все почитать и уважать, пригласили назад в его институт на должность профессора.

-4

Когда ученый вновь пришел на свою кафедру, он увидел там все те же лица, тех же людей, что еще недавно плевали в его сторону и брезговали ходить с ним по одной стороне улицы. И в тот момент Ясперс проклял Германию и навсегда ее покинул. А вскоре написал знаменитую книгу про коллективную вину и ответственность немецкого народа.

-5

Люди не могут перестать быть людьми. А главные свойства человеческой натуры:

  • Тотальная адаптивность – человек способен привыкнуть к любым условиям.
  • Тотальная социализация – человек не способен жить вне общества, поэтому всегда будет дорожить мнением коллектива и принимать его правила игры.

Карлу Ясперсу пришлось пережить войну в Германии, но разочаровали его не абстрактные нацисты, а конкретные люди, его соседи, коллеги и друзья, ставшие на сторону режима.

Этапы формирования «психологической эмиграции»

-6

«Поездка во Внутреннюю Монголию» представляет собой сложную и деструктивную стратегию совладания с действительностью, которая включает в себя несколько элементов:

  • Уход от реальности. Человек предпочитает игнорировать изменения в окружающем мире, которые его не устраивает. Исключает из своей жизни те элементы, которые могут заставить его столкнуться с изменениями лоб в лоб. Предпочитает не ходить на концерт, не смотреть телевизор, не приходить в клуб настольных игр, если туда завезли «патриотическую монополию» и пр. Постепенно вырабатывается толерантность к изменениям, которые невозможно обойти. Человек учится их «не видеть».
  • Стереотипное поведение. Человек начинает жить не в соответствии с реальными задачами, но исполняя определенные алгоритмичные действия: сходить на работу, зайти в магазин, уборка по воскресеньям и пр. Необходимость сделать нечто новое (сходить на концерт, зайти в магазин на соседней улице, потому что там лучше выбор и пр.) вызывает психологическое напряжение, дискомфорт, панику. Поведение начинает напоминать клиническую депрессию (часто «психологическая эмиграция» как раз является причиной депрессии)
  • Сужение социального пузыря. Не все люди хотят во «Внутреннюю Монголию», да и те, кто решил отправиться туда, не факт, что причалят именно в ваш уголок метафизического пространства. Человек постепенно исключает из своего «пузыря» людей, которые имеют другое мнение по тому или иному вопросу. Не имея сил противостоять им, человек просто предпочитает от них отойти. Поскольку поисковая активность в таком состоянии снижена, новые контакты не появляются.
  • Создание нового «пузыря». Если «психологическая эмиграция» не сопряжена с депрессией, то рано или поздно, в человеке просыпается поисковая активность. Он начинает искать людей с похожими взглядами, создает себе окружение с похожими взглядами и в схожем состоянии.

Чем опасна?

-7

Уход от реальности, по большому счету, опасен только одним: реальность всегда догонит. По пути вам будет становиться лишь хуже, но рано или поздно столкновение произойдет. Чем позже случится эта встреча, тем она будет сокрушительнее.

  1. Несоответствующее поведение. Наше поведение соответствует обстоятельствам. Игнорируя важные аспекты жизни, мы начинаем поступать в соответствии с той реальностью, которая нас устраивает. Человек может надеть сережки с радужным жучком, пойти на костюмированную вечеринку или сделать что-то, что было нормально раньше, в других обстоятельствах. Это обязательно повлечет проблемы с окружением, а также может привести к столкновениям с законом или беззаконием.
  2. Прокрастинация. Выбирая себе установку: «так, этого я не замечаю, это игнорирую, об этом не думаю», мы сознательно сужаем круг проблем, требующих решения. Постепенно, все большее число вопросов оказывается сопряжено с неприятными, игнорируемыми сторонами жизни. Это приводит к проблемам на работе, останавливает карьерный рост и личностное развитие.
  3. Эмоциональный ступор, заморозка. Постепенно человек попадает в ситуацию Серой шейки из старого мультфильма. Пространство, комфортное для жизни, сужается до таких размеров, что вы уже не можете пошевелиться. Любая мысль или эмоция начинает пугать, так как способна разрушить ваш стеклянный замок во Внутренней Монголии.
  4. Сужение круга контактов, одиночество. Состояние эмоционального ступора влечет за собой сужение числа контактов до нуля, приводит к тотальному одиночеству, то есть тотальной невозможности личного разговора по душам с кем бы то ни было, кроме случайных знакомых.
  5. Депрессия. Сужение числа контактов, невозможность профессионального роста, отсутствие близких и доверительных отношений, тотальная прокрастинация жизни приводит человека в состояние ментального капкана, из которого нет выхода. Следствием этого становится реактивная депрессия.
  6. Суицидальное поведение. В том случае, если депрессия реактивная, и не успела привести к серьезным дефицитарным нарушениям работы мозга, возможно суицидальное поведение. Также, вначале курса антидепрессантов возможно суицидальное поведение. Важно понимать: что при серьезной депрессии человек не способен на решения, он может лишь воспроизводить стереотипные действия. А вот если депрессия полегче или антидепрессанты начали работать, то человек уже способен на поступки, но мир его все еще ужасен, а значит, ему начинают приходить в голову суицидальные мысли.
-8

Автор: Елизавета Мигунова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru