Краткая, но поучительная история о том, что бывает с теми, кто противопоставляет себя коллективу. Просим отвести детей и слабонервных от мониторов и экранов смартфонов. Смертоубийства и курение обман присутствуют.
Как-то мало уделяют внимание князьям киевским Аскольду и Диру, остались они в тени Рюриковичей. А между тем, могли бы начать свою династию, сидели-то они в месте самом что ни на есть выгодном. Да ещё, по одной из версий, были прямыми потомками Кия, Щека и Хорива, да, и сестры их Лыбеди. Впрочем, учение это неверно, потому как ложно!
После смерти *братьев*, Синеуса с Трувором,
принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города, тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.
И есть у меня такое ощущение, что сладкой парочке, Hǫskuldr-у и Dýri-у городов не хватило. Мощности строительные не те ещё были.
А может ребята были себе на уме и мечтали о большем. Например, поступить в серую роту мушкетёров варяжскую гвардию при дворе византийского императора. Но вышло всё гораздо интереснее.
Итак. Два умника испросистася(с) у Рюрика Ануловича съездить в Царьград. Выглядело, как мне это представляется, примерно вот так.
В общем, не сговорились на счёт оплаты труда. И вот, двое бояр(с), то есть хевдинги, не попавшие в число лендерманнов, поехали на юг искать пропитания. И таки нашли тёплое местечко на берегу Днепра, Киев городок. Справедливо рассудив, что если хазары тащат отсюда дань, то им сам Один велел. О судьбе местных управляющих летописец ничего не написал. Видно судьба их была незавидна.
Хазары, как я понимаю, всё осознали, и Аскольду с Диром не досаждали просьбами о посылке дани. Или досаждали, но недолго. По крайней мере летописец и этот момент не отразил. Киев оказался местом намоленым, к новым начальникам потянулись бесхозные или не поладившие с Рюриком варяги и не только они. Есть свидетельства того, что Киевские власти благосклонно принимали опальных оппозиционеров из Новгорода. Хевдинги, превратившиеся, как минимум, в ярлов, а то и в конунгов, окрепли необычайно. Вплоть до того, что ходили к Ромейскому императору не устраиваться в ФСО РомИ СБИ, а гонять эту самую службу безопасности. Увы, спутниковая группировка, отвечающая за прогнозы погоды, была совершенно не развита и стихийные бедствия никто не просчитал.
абье буря с вѣтром въста, и волнамъ великымъ въставшим засобь, и безъбожных руси корабля смяте, и къ берегу привѣрже, и изби я, яко малу ихъ от таковыя бѣды избыти и въсвояси възвратишася.
Шли годы. Рюрик Анулович не молодел, а совершенно наоборот, умер. Оставив на княжении совсем ещё юного Ингваря Рюриковича. Во избежание неприятных коллизий с престолонаследием, бразды правления принял некий родственник Рюрика, Олег. Или, как многие его называли, Helgi. Есть предположение, что он был шурином Рюрика Ануловича. Т.е. имел отчество Гостомыслович. А может и God stå misl - со скандинавских, хорошая репутация. Неплохо себя показал, потому и стал опекуном и регентом. Получив власть, Олег Гостомыслович решил, что оторвавшиеся от коллектива Аскольд и Дир, а также и все остальные, рассевшиеся по Днепру бывшие сородичи, должны быть возвращены под крыло зародившейся государственности. Вернее, вернуться должны были территории, облагаемые данью. Личное возвращение былых соратников представлялось необязательным. Для начала, была сменена верхушка Гнёздова Смоленска, затем Любутска. И вот.
придоста къ горамъ киевьскымъ, и увидѣ Олгъ, яко Осколдъ и Диръ княжита
Взять нахрапом серьёзный городок, да ещё и с большим количеством викингов, было нереально. Поэтому пошли на подлость военную хитрость. Попрятав воинов на дне ладей, прикинулись купцами, да ещё и родственниками, идущими в Царьград. Несомненно, Что Аскольд, что Дир должны были прибывших знать, если так беззаботно пришли к берегу. Да и Олег Гостомыслович таскал младенца Ингваря на руках, всем своим видом показывая дружелюбие*.
*- Игорь родился в тот же год, когда умерли Синеус с Трувором, а это 865 год.
Олег же с Ингварем на ручках приехал в Киев в 881-ом. (Патриаршая или Никоновская летопись) Несложно посчитать возраст младенца. Что-то около шестнадцати.
Так что не исключаю того, что младенец лично дяде Аскольду или дяде Диру пику в печень вогнал.
В общем, когда князья киевские пришли повидаться с родичами, подскочил Олег Гостомыслович с воплями: "Не родственники вы мне, гниды рыжебородые." Разгорелся скандал, в ходе которого Аскольд и Дир очутились в Вальхалле, а Олег с Игорем в Киеве. Дабы снять некое напряжение, вызванное бурной встречей с родными, были высказаны простые и в тоже время великие слова.
Слова эти, как и 300 гривен от Новгорода ежегодно, моментально сменили настроение собравшейся толпы, и Олег сел княжить в Киеве.
Продолжение будет...
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С