Многие люди в современной России считают, что "лесные братья" – это все вооруженные антисоветские бандформирования, действовавшие во время войны и после нее в западных регионах СССР, в том числе и бандеровцы. На самом деле "лесными братьями" себя называли латвийские и эстонские националисты, поскольку скрывались и жили в лесах. А вот литовцы предпочитали термины: "воины свободы" и "зеленые". Это уже потом, в 60-е и в 70-е годы, благодаря прессе и кинофильмам, все прибалтийские банды окрестили "лесными братьями". В том числе и литовские, наиболее жестокие.
Насильно мил не будешь
Если советский народ в целом одобрил присоединение Прибалтики к СССР в 1940 г.: границы отодвинули, страна стала больше, то сами латыши, эстонцы и литовцы сочли это оккупацией. Борьба с советской властью началась практически сразу. В стремлении к независимости прибалты даже стали сотрудничать с фашистскими агентами. Они считали, что с Гитлером можно договориться, а Союз воспринимали, как абсолютное зло. Наивные...
Еще более негативным стало отношение к СССР после депортации 60 тыс. жителей трех прибалтийских республик за неделю до ВОВ в отдаленные регионы нашей бескрайней страны. Поэтому в первые часы нападения гитлеровских полчищ на Советский Союз, активизировались националисты. Они совершали диверсии, где главным было лишить наши части связи; нападали на отдельных красноармейцев и небольшие подразделения. Особенно активно пособники фашистов действовали в Литве, где уже 22 июня в крупных городах началось вооруженное восстание.
Пособники фашистов
Националисты надеялись, что Гитлер позволит трем прибалтийским народам восстановить государственность. Но Адольф сказал, как отрезал, что это теперь территории Рейха. Литовцев он за людей не считал, заявив, что они "не арийцы и вообще почти поляки". Поэтому их даже не брали в эсэсовские войска. Зато было сформировано 22 литовских батальона вспомогательной полиции. Они действовали на территории Литвы, Украины и Белоруссии. На их совести сотни тысяч жизней. Только в Минске 12-й батальон уничтожил 9 тыс. советских военнопленных, а в Слуцке 5 тыс. евреев. За хорошую службу его поощрили. Он стал охранять концлагерь Майданек – один из самых страшных в Третьем Рейхе.
Две эсэсовские дивизии (15-ю и 19-ю) сформировали из латышей и одну (20-ю) из эстонцев. Но они, по сравнению с литовцами, были ангелами, хоть у латышей и эстонцев имелись свои батальоны вспомогательной полиции. Латышский батальон под командованием Арайса уничтожил 26 тыс. евреев из 70 тыс., что проживали в Латвии до войны. В республике выжило всего лишь 500 евреев к концу ВОВ. Националистам фашисты поручали самую грязную работу, чтобы немецкие солдаты от бесчинства не сходили с ума.
"Лесные братья"
Часть военных преступников успела сбежать на запад до прихода РККА, а остальные ушли в леса. Также "лесными братьями" стали многие бывшие кадровые офицеры, которые в годы ВМВ не служили гитлеровцам. Численность Литовской освободительной армии (ЛОА) на пике, в мае 1945 г. насчитывала 30 тыс. человек. В республике действовало около 300 отрядов, а по всей Прибалтике – 419, в которых сражалось с большевиками 65 тыс. "братьев". Всего с 1944 г. по 1953 г. через отряды ЛОА в Литве прошло 80 тыс. человек; через эстонские и латвийские банды 30 и 20 тыс. соответственно.
Воевать националисты умели, а еще лучше у них получалось убивать и запугивать мирных граждан. С наступлением темноты власть полностью переходила к ним – попробуй не вынеси бандиту харчи. Тех, кто вступал в колхозы или просто участвовал в выборах, устраняли без жалости. Активистов и представителей власти ликвидировали в первую очередь. В Литве с 1944 по 1953 г. бандитами было уничтожено 25 тыс. человек, из них 23 тыс. литовцев. В Эстонии "братья" погубили 5.1 тыс. активистов и 1.7 тыс. военнослужащих, в Латвии – 4.2 и 2.2 тыс. соответственно.
В Литве существовал единый центр управления борьбой. В 1944-1947 годах ЛОА вела открытую войну с частями НКВД, но была разбита и в 1947 г. перешла к партизанской войне. В Латвии и Эстонии изначально действовали разрозненные отряды, но к 1947 г. их осталось немного. Вот статистика: в 1947 г. "лесные братья" убили в Литве 2.7 тыс., в Эстонии – 214 и в Латвии – 77 человек. И они продолжали нести зло до 1951 г., хоть уже и значительно в меньшей степени.
А вот в Литве в конце 40-х годов по-прежнему все было серьезно. Части НКВД ликвидировали одних националистов, а на смену им приходили другие. В основном из числа тех, кого призывали в советскую армию. Служить чужому государству они не желали и сбегали в лес. В 1949 г. власть пошла на крайнюю меру – из Прибалтики выслали около 50 тыс. пособников бандитов (в основном кулаков), в том числе 32 тыс. из Литвы. В итоге была ликвидирована социальная база подполья. Голодным много не навоюешь.
Вот и сказке конец...
В 1952 г. с "братьями" по всей Прибалтике было практически покончено. Это констатировал главарь литовских бандитов Адольфас Раманаускас, приказавший прекратить вооруженную борьбу и перейти к невооруженной подпольной деятельности. А вот после амнистии 1953 г. бандитов в лесах не осталось. Хоть антисоветчики пишут, что отдельные группы вели борьбу до конца 60-х годов и даже до 1978 г. Сказочники!
На самом деле бывшие "лесные братья" трусливо прятались по чердакам и погребам своих родственников. Преступники боялись привлечь к себе хоть какое-нибудь внимание, да и осталась их горстка. Советская власть в Прибалтике наконец-то победила!
Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост! Это помогает в развитии канала и заставляет автора лучше прорабатывать материал.