В императоре Петре текла настоящая русская кровь – не то, что в последующих после него «Романовых», смешавших немецкую кровь с непойми какой. А вот Петр Романов – да, он был русским, высоким, широкоплечим, крепким.
Именно так мы все привыкли думать, таким и описывали императора в книгах, так вырисовывали его образ в фильмах. В общем, идеализировали со всех сторон. Но вынужден сказать, что это описание действительности не очень-то соответствует.
Петр знал это, потому и скрывал государь свои недостатки от широкой общественности. Наверное, и Кунсткамеру свою основал Петр Алексеевич именно потому, что сам имел нестандартную внешность, и тоже мог бы стать весьма интересным экспонатом в этом музее.
❤️Дорогие друзья, к сожалению, Дзен ограничивает некоторые публикации пометкой 6+. Если вы хотите читать посты и смотреть видео без цензуры, то ждём на Телеграмм-канале 👉 https://t.me/zagranyuistorii
Огромный рост
Многие говорят, что Петр – это самый дальновидный правитель в России. Да, причем в буквальном смысле. Факт объясняется хорошим зрением царя и очень высоким ростом - 204 сантиметра.
Историк Василь Осипович Ключевской пишет:
«Петр был великан, почти трех аршин ростом, целой головой выше толпы. Христосуясь на Пасху, он должен был нагибаться до боли в спине. От природы силач; постоянное обращение с топором и молотком развило мускульную силу и сноровку. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку и перерезать ножом кусок сукна на лету».
В XVIII веке рост в 204 см был очень редким – царь для тех времен настоящий великан. Средний рост мужчины тогда был около 160 сантиметров. Ключевский утверждает, что при высоком росте фигура царя была непропорциональной, и он выглядел угловато, как громадная цапля.
Маленький размер ноги
Такой гигант должен иметь крепкие и большие ступни. Но у императора ступни были маленькими – всего 38 размер – нормально для женщины, но не для великана Петра. При его росте он должен носить обувь не менее 45 размера.
Потому этот недостаток очень мешал жить Петру: так как ступни были маленькими, и большое тело увеличивало нагрузку на ноги. Было трудно ходить, и на прогулку царь брал с собой трость, чтобы опираться. А иностранцы из-за трости считали российского правителя хромоногим – это было не так. По свидетельствам современников, несмотря на проблемы и неудобства в ногах, Петр ходил размашисто, быстро и энергично.
Интересно, что про этот недостаток у Петра мало кто знал. Государь носил специально сшитые высокие сапоги-ботфорты с подошвой длиной 31 сантиметр – по сути они выглядели, как обувь 45 размера.
Правитель всегда надевал эти сапоги на туфли своего 38-го размера. Туфли для царя мастерили лучшие в стране сапожники в единичных экземплярах. Это император старался скрывать. По одной из версий, после изготовления новой пары обуви сапожника сразу же умерщвляли – чтобы не проболтался о женской ножке царя.
Худощавость
Историк Николай Павленко, исследовавший сохранившуюся до нашего времени одежду Петра Первого, указывает, что царь был высоким, но был щуплым человеком. Никаким не богатырем. Павленко считает, что тело Петра имело астенический, то есть слабый тип конституции. Его медицинские характеристики – это частые простуды, хронические болезни пищеварительных, дыхательных органов, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Одежда императора, хоть и длинная, была 48 размера. Царь всю жизнь носил кафтаны и рубашки, как у подростка. Но умелые и старательные портные помогали государю скрывать все недостатки дисгармоничной фигуры.
Исследование скелета Петра Великого подтверждает, что при высоком росте он имел узкие плечи и довольно маленькую грудную клетку. Руки царя были коротковаты для его туловища. Результаты исследований подтверждают прижизненные портреты Петра I кисти немецкого живописца Иоганна Таннауэра.
Маленькая голова
Художник Валентин Серов написал портрет Петра Великого, но перед этим тщательно изучал доступные данные. Так вот он считает, что внешность императора была на самом деле страшноватой: длинное туловище, тонкие ножки и маленькая голова. Государь, по утверждению Серова, больше походил на длинного и худого кузнечика, или на чучело, чем на нормального человека.
Ученые предполагают, что маленькая голова у Петра Романова из-за врожденной патологии, либо была родовая травма. Возможно, из-за этого его и преследовали судороги и припадки на протяжении жизни.
Внешность Петра
Ключевский считает, что Петр Первый лицом пошел в мать, Наталью Кирилловну Нарышкину, и еще был схож с Федором, одним из братьев матери. От материнской породы Петру досталась небывалая (а для его тела неожиданная) физическая сила. От Натальи он унаследовал свое остроумие и энергичность.
Доказательством служат два портрета царя, сделанные с натуры. Первый создан в Англии, в 1698 году художником Готфридом Кнеллером по приказу короля Вильгельма III. Молодой Петр изображен в доспехах, как средневековый рыцарь. Доспехи прикрывает вышитая золотом мантия с подкладкой из горностая. Ключевский пишет:
Подробно внешность Петра I описал в 1717 году герцог Сен-Симон, когда российский государь гостил в Париже:
Даже иностранцы подмечали некоторые недостатки во внешности Петра Великого. В частности, Сен-Симон упоминал про судороги, искажавшие лицо.
Другой портрет сделан в 1717-м и тоже в Париже голландцем Карлом Моором. Здесь у царя совершенно другой образ, чем в юности, о чем также пишет Ключевский:
Маски и последний портрет
Портретов Петра Великого на самом деле много. Но художникам свойственно приукрашать свои картины. Потому, чтобы понять, похожи ли они на «оригинал», стоит обратиться к гипсовым маскам, снятым с лица Петра при его жизни, а потом и после смерти.
Прижизненную маску снял архитектор Франческу Растрелли для того, чтобы создать конный памятник. Для абсолютного портретного сходства архитектор попросил царя о гипсовом слепке, как это делали мастера Италии. Государь согласился и во время процедуры дышал через трубочки в носу. А в январе 1725 года Растрелли снова довелось выполнить маску, но уже посмертную. Сейчас ее бронзовая копия находится в Русском музее.
Лицо императора исказила болезнь и страдания умирающего человека – это запечатлела маска. А потом и придворный художник, первый русский портретист Иван Никитич Никитин, который запечатлел последний образ правителя Российской империи… тут уже никаких недостатков замечено не было.