Сталинская архитектура – это направление в архитектуре СССР с начала 1930-х по конец 1950-х годов. В основе лежат характерные образы, которые являются сплавом нескольких архитектурных стилей. Сооружения выразительно отличаются от построек, которые были ранее и которые будут следовать после.
Авангард в советском искусстве был прекрасным явлением, новаторским и революционным. Но опередившим свое время и поэтому не до конца принятым. Возникает необходимость в создании чего-то более привычного. Как для рядового рабочего, так и для номенклатурного деятеля, будь то творческая элита, военная или ученая. Рождается некое подобие эклектизма и классицизма, которое в дальнейшем будет наречено названием “Сталинский ампир”, а также просто “Сталинка”.
Отличительные черты:
- Комплексный подход к застройке.
(Создание рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания)
- Ансамблевая застройка улиц и площадей.
- Разработка собственного стиля «русского классицизма».
- В качестве материалов выбор часто падал на мрамор, гранит, лепнину, ценные породы дерева для оформления общественных интерьеров.
Очень важен общий положительный тон произведения
Один из символов сталинской эпохи – памятник «Рабочий и колхозница».
Скульптор – Вера Мухина. Архитектор – Борис Иофан.
Монумент выполнен из нержавеющей стали для Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Этот памятник является воплощением того, кем были ключевые классы в стране социалистических республик.
…юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот…
(Борис Иофан)
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы».
Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изваяли Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года — это победа союза рабочих и крестьян. Поэтому будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже».
Момент триумфа советского гражданина и советской власти очень важно удержать в голове! Ведь это краеугольная тема, которая найдет свое отражение дальше в нашем повествовании.