Количество товаров, подлежащих маркировке, постоянно растет. Это подчеркивает необходимость для предпринимателей следить за новшествами в данной области и разбираться в правилах маркировки товаров.
Определение маркировки и её необходимость
Маркировка – это способ идентификации товара, который предоставляется производителем в виде штрихкода. Её основная цель – обеспечить возможность проверки подлинности товара, а также получения информации о его происхождении, дате и месте производства, а также о транспортировке. Список товаров, подлежащих маркировке, устанавливается государством.
Методы маркировки зависят от типа товара. Например, меховые изделия маркируются с помощью RFID-меток, содержащих информацию о товаре в зашифрованном виде, которая считывается с помощью радиочастотной идентификации. Сигареты, обувь, одежда, пиво и другие товары маркируются с помощью двухмерных штрихкодов.
Преимущества маркировки для производителей и потребителей
Для потребителей маркировка позволяет получить полную информацию о продукте, включая срок годности, производителя и цепочку поставки. Для этого достаточно иметь смартфон с доступом в интернет и установленным приложением "Честный знак", который сканирует QR-код.
Производители в свою очередь получают возможность конкурировать честно, точно планировать расходы на производство или закупку сырья, а также увеличивать доходы. Это происходит за счёт того, что нелегальные производители теряют долю рынка из-за неспособности вести бизнес честно. Соблюдение закона о маркировке позволяет работать по принципу Just-in-Time и планировать производство или логистику на основе данных о движении продукции в реальном времени.
Примером может служить обязательная маркировка кег пива, которую должны осуществлять производители, передавая данные в систему "Честный знак". Эти данные могут быть отсканированы логистами, менеджерами ресторана или магазина, а также конечными потребителями, чтобы получить всю информацию о продукте.
Причины внедрения маркировки товаров государством
Основная цель внедрения маркировки – борьба с контрафактной продукцией, особенно в случаях, когда она все же появляется на рынке. Несмотря на принятые меры, в России продолжает существовать значительный объем нелегальной продукции, включая товары легкой промышленности и парфюмерию, а также немаркированное пиво объёмом более 2 млрд литров в год.
Маркировка усложняет оборот нелегальной продукции и делает её продажу невыгодной для продавцов, а также позволяет отслеживать путь товаров добросовестных производителей. Результаты внедрения маркировки говорят сами за себя. Например, в 2023 году продажи парфюмерии без разрешительной документации снизились на 85%, а легальное производство пива и слабоалкогольных напитков выросло на 20,8%. В целом благодаря маркировке ФАС было обнаружено более 1,3 тысяч тонн немаркированных товаров, включая безалкогольные напитки, обувь, парфюм и прочее.
Список товаров, подлежащих маркировке, и их обновление в будущем
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, регулярно дополняется. Это происходит в несколько этапов:
- Пилотный этап, на котором определяются группы товаров, подлежащие обязательной маркировке в будущем. На данном этапе маркировка товаров не обязательна, но бизнес может принять участие в пилотных проектах, тестируя новые процессы. Для этого компании могут подать заявку на участие в эксперименте.
- Обязательная регистрация в системе "Честный знак", при которой вводится обязательная маркировка новых партий товаров. Товары, произведённые до введения обязательной маркировки, маркировке не подлежат.
- Запрет на продажу немаркированных товаров. На данном этапе весь произведённый товар должен быть маркирован.
Эксперименты по маркировке в 2024 году
Для некоторых категорий товаров дата введения обязательной маркировки пока не определена, однако их производителям или импортерам важно следить за развитием событий.
• Икра осетровых и лососевых рыб: эксперимент начался 15 апреля 2023 года и завершится 31 марта 2024 года.
• Титановая металлопродукция: плиты, листы, слитки, слябы, прутки и биллеты. Эксперимент продлится с 1 сентября 2023 года по 31 марта 2024 года.
• Игрушки для детей до 14 лет, игральные карты, наборы электрических гоночных автомобилей и другие товары для развлечений: период эксперимента - с 20 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года.
• Технические средства реабилитации: части протезов, опоры, трости, костыли и другие товары. Эксперимент продлится с 15 октября 2023 года по 31 августа 2024 года.
• Радиоэлектронная продукция: выпрямители, реле, штепсели, лампы и другие товары. Период эксперимента - с 2023 года по 28 февраля 2025 года.
• Оптоволокно и волоконно-оптические кабели: эксперимент пройдет с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года.
• Лекарственные препараты для ветеринарного применения: сыворотки, вакцины и другие. Период эксперимента - с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года.
• Растительные масла в потребительской упаковке: с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года.
• Корма для животных: период эксперимента - с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года.
• Фармацевтическое сырье и лекарственные средства: период эксперимента - с 29 декабря 2023 года по 31 декабря 2024 года.
• Парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия: с 15 января 2024 года по 28 февраля 2025 года.
• Консервированные продукты из мяса, рыбы, фруктов и томатов: с 12 февраля 2024 года по 31 августа 2024 года.
Планы на 2024 год
В этом году список экспериментальной маркировки будет расширен следующим образом:
• Электроника и печатные платы: с февраля добровольно маркируются ноутбуки, планшеты и смартфоны. Позже к этому списку добавятся моноблоки и мониторы.
• Слабоалкогольные коктейли: с 1 июля 2024 года под пока что добровольную маркировку попадут напитки крепостью менее 7%.
• Отопительные приборы и стройматериалы: старт - 1 апреля 2024 года.
• Пиротехника, огнетушители и средства противопожарной защиты: эксперимент начнется в июне.
Наказание за нарушения
Нарушения правил маркировки товаров влекут за собой серьезные последствия. Наиболее строгие меры предусмотрены за отсутствие или подделку кода маркировки.
В случае отсутствия кода маркировки должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 50 000 рублей, а юридические лица - до 500 000 рублей. За особо крупные нарушения или сговор устанавливается штраф до 1 миллиона рублей и возможное лишение свободы на срок до 5 лет.
За подделку кода маркировки предусмотрены штрафы в размере от 300 000 до 1 миллиона рублей либо лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.
Также существуют штрафы за менее серьезные нарушения, такие как отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки, продажа продукции без передачи в систему маркировки сведений о выводе из оборота и другие. Размеры штрафов в этом случае могут достигать до 100 000 рублей для юридических лиц и до 10 000 рублей для должностных лиц.
Таким образом, чтобы избежать негативных последствий, необходимо тщательно реализовать в компании бизнес-процессы, связанные с маркировкой, и обеспечить понимание ее важности среди сотрудников.