Судебные решения далеко не всегда бывают законными и обоснованными. В связи с чем проигравшая сторона, как правило, пытается добиться его отмены в судах апелляционной и кассационной инстанций. Сделать это не так просто, поскольку для отмены судебного решения судам апелляционной и кассационной инстанций нужны максимально веские доводы, привести которые удается далеко не всегда.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены судебного решения являются:
- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Каждому из этих оснований будет посвящены отдельные статьи на моем канале.
Сегодня же мы рассмотрим основания для безусловной отмены судебного решения, которые предусмотрены частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и к которым относятся:
- рассмотрение дела судом в незаконном составе;
- рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
- нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
- принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
- решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
- отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания;
- нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Рассмотрим каждое из этих оснований подробнее.
1. Рассмотрение дела судом в незаконном составе
Как правило, это нарушение связано с принятием решения судом, который не вправе был рассматривать данный конкретный спор.
Например, Управляющая компания подала в суд иск к ответчику Иванову о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Иск был подан в суд по месту нахождения Управляющей компании, поскольку такое условие было предусмотрено Договором управления многоквартирным домом. То есть, при подаче иска, истец руководствовался правилом о договорной подсудности, предусмотренным статьей 32 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ответчик Иванов, естественно, был не согласен с рассмотрением дела в суде по месту нахождения (юридическому адресу) Управляющей компании, поскольку все дела с участием этой Управляющей компании рассматривались исключительно в этом суде, и, как результат – судьи в этом районном суде всегда принимали решения в пользу Управляющей компании.
Ответчик Иванов подал письменный отзыв на иск, в котором указал, что Договор управления многоквартирным домом он, со своей стороны, не подписывал. Соответственно, условие договора о рассмотрении всех судебных споров в суде по месту нахождения Управляющей компании с ним согласовано не было.
В этом случае применяется общее правило о подсудности дел по месту нахождения ответчика, предусмотренное статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ, и дело подлежало передаче в районный суд по месту жительства (месту регистрации) ответчика Иванова.
Однако суд первой инстанции отказался передавать дело в районный суд по месту жительства ответчика. Судом было принято судебное решение, которым заявленные Управляющей компанией исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Иванов подал на это решение апелляционную жалобу, в которой указал на то, что дело было рассмотрено судом в незаконном составе и просил суд апелляционной инстанции решение отменить и дело передать на новое рассмотрение по правилам подсудности, установленным статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ – в суд по месту его (ответчика) проживания.
Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено, и дело было передано для рассмотрения в суд по месту жительства ответчика.
На указанном примере видно, что районный суд принял иск к своему производству и рассмотрел с нарушением правил о подсудности, результатом чего стало принятие судебного решения судом в незаконном составе.
При этом, ответчик заявил в суде первой инстанции о допущенном нарушении (принятии иска к производству с нарушением требований о подсудности) в своих письменных возражениях на иск, что сыграло свою положительную роль в суде апелляционной инстанции.
Для того, чтобы заявить о нарушении подсудности дела, вовсе не обязательно подавать письменные возражения на иск. Можно ограничиться и ходатайством о передаче дела на рассмотрение в другой суд с соблюдением правил подсудности.
Если бы ответчик не заявил о нарушении правил подсудности в суде первой инстанции, то суд апелляционной инстанции не отменил бы решение суда первой инстанции. Данное обстоятельство нужно учитывать ответчикам и заявлять о нарушении правил подсудности вовремя ещё на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции.
2. Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
Очень часто ответчики узнают о самой подаче иска в суд и принятии судебного решения по этому иску уже на стадии, когда решение суда вступило в законную силу и по нему началась процедура принудительного исполнения.
Такие ситуации возможны в двух случаях:
I. Когда суд нарушает требования о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания;
II. Когда из-за ненадлежащей работы почты или из-за нежелания ответчика получать приходящую на его адрес корреспонденцию, он просто не знает ни о факте подачи иска в суд, ни о рассмотрении судом этого иска и принятии по нему судебного решения.
В первом случае налицо ошибки (часто связанные с нарушением работы программного обеспечения Почты России или суда), которые никак не зависят воли ответчика и являются основанием для отмены судебного решения в судах апелляционной или кассационной инстанций.
С правилами извещения ответчика о времени и месте судебного заседания можно ознакомиться в этой статье:
Например, местная администрация подала в суд иск против Петрова о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: город Нижнегорск, улица Ленина, дом 1, квартира 33. Однако в шапке искового заявления юрист местной администрации ошибочно указал квартиру 31 в качестве почтового адреса ответчика.
До подачи иска в суд местная администрация направила Петрову копию иска по вышеуказанному почтовому адресу, который был указан в шапке искового заявления.
Суд дважды вызывал Петрова на судебное заседание, направляя повестки по адресу, указанному в шапке искового заявления. Однако судебные повестки Петров по вышеуказанному адресу не получал, поскольку проживал в квартире 33, а не в квартире 31.
В результате суд принял в отсутствие ответчика решение о его выселении из квартиры 33. О принятом судебном решении Петров узнал после получения от судебных приставов-исполнителей Постановления о возбуждении исполнительного производства о его выселении из квартиры.
После этого ответчик Петров подал через районный суд апелляционную жалобу на решение районного суда, в которой указал, что был извещен судом первой инстанции ненадлежащим образом, в связи с чем не имел возможности присутствовать в суде первой инстанции и защищать свои права.
Если ответчик по объективным причинам не был извещен о времени и месте судебного заседания, то он вправе подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции вместе с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование судебного решения.
После восстановления судом первой инстанции срока на подачу апелляционной жалобы дело направляется в суд апелляционной инстанции, который может отменить решение суда первой инстанции и перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции без возвращения дела обратно в суд первой инстанции.
Во втором из вышеуказанных случаев, когда ответчик сам не является на почту или когда сотрудники почты нарушают правила вручения адресату заказной корреспонденции, ситуация может быть не столь однозначной.
Само по себе неполучение почты, доставленной по адресу места нахождения (или регистрации) ответчика не является основанием для отмены судебного решения, поскольку в этом случае применяется норма статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, и почтовое отправление считается врученным с даты его получения почтовым отделением адресата.
С другой стороны, очень часто сотрудники Почты России нарушают требования о хранении заказной судебной корреспонденции и её доставке адресату, что лишает адресата объективной возможности получить почтовое отправление. Однако обязанность по доказыванию таких нарушений лежит на ответчике, который должен приложить соответствующие документы (например, распечатку сведений об этом почтовом отправлении с сайта Почты России) к заявлению о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы и доказать, что он не получил судебную повестку именно по виде сотрудников Почты России, а не из-за своего нежелания сходить на почту за пришедшим на его имя заказным письмом.
3. Нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство
Согласно статье 9 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд. В военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке.
Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Как правило, нарушение данного правила заключается в том, что суд не предоставляет ответчику переводчика. В результате чего ответчик лишен возможности давать свои объяснения по делу, заявлять ходатайства и каким-либо иным способом защищать свои права в суде первой инстанции, поскольку он просто не владеет русским языком.
Доказательством такого нарушения является аудио-протокол судебного заседания, либо диктофонная запись, которую вправе вести сам ответчик, и которую он, в дальнейшем, может приложить на цифровом носителе к своей апелляционной жалобе.
4. Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле
Такое нарушение встречается относительно часто, и связано оно с ошибками, допущенными не столько первой судом инстанции, сколько истцом при составлении и подаче иска в суд.
Например, истец Сидорова обратилась в суд с иском к ответчику Лукьяновой Наталье о разделе совместно нажитого имущества и признании права собственности на супружескую долю в наследственном имуществе.
В своем иске Сидорова указала, что до 2006 года она состояла в браке с гражданином Сидоровым. В период брака супругами было приобретено совместно нажитое имущество – земельный участок для ведения садоводства, который был оформлен в собственность гражданина Сидорова.
В 2020 году Сидоров умер. После его смерти с истцом связалась по телефону гражданка Лукьянова Наталья, которая заявила о том, что она являлась гражданской женой наследодателя, и что у покойного есть дочь от этого гражданского брака, Лукьянова Ирина, 2007 года рождения, которой наследодатель завещал всё своё имущество, включая вышеуказанный земельный участок.
В 2022 году Сидорова обратилась в суд с вышеуказанным иском к Лукьяновой Наталье, указав её в шапке иска в качестве законного представителя несовершеннолетней Лукьяновой Ирины, 2007 года рождения.
Судом заявленный иск в 2023 году был удовлетворен. Однако через месяц после оглашения судебного решения ответчик Лукьянова Наталья подала на это решение апелляционную жалобу, указав в ней, что поскольку несовершеннолетней Лукьяновой Ирине на момент принятия обжалуемого судебного решения уже исполнилось 16 лет, то суд обязан был привлечь её к участию в деле, что сделано не было.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, обязав его привлечь к участию в деле несовершеннолетнюю Лукьянову Ирину. После возвращения дела в суд первой инстанции истцом Сидоровой было заявлено ходатайство о привлечении несовершеннолетней Лукьяновой Ирины к участию в деле в качестве соответчика, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции допросил в судебном заседании Лукьянову Ирину и принял по делу новое судебное решении об удовлетворении заявленных истцом Сидоровой исковых требований.
Как видно на указанном примере, решение суда первой инстанции было отменено судом апелляционной инстанции по формальным основаниям, и после устранения судом первой инстанции допущенного нарушения, по делу было принято новое, полностью законное, судебное решение.
Аналогичные нарушения могут быть допущены и в отношении лиц, которые не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, если обжалуемым судебным решением были затронуты их права и обязанности.
В этом случае заявитель вправе подать апелляционную жалобу “от лица, не привлеченного к участию в деле”, в которой должен подробно обосновать, какие именно его права и обязанности затрагиваются обжалуемом решением суда.
5-6. Решение суда не подписано судьей, рассматривавшим дело, в деле отсутствует протокола судебного заседания в письменной форме или протокол подписан не теми лицами, которые указаны в статье 230 Гражданского процессуального кодекса РФ
Согласно статье 198 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.
Такие же требования об обязательном подписании судьей содержатся в статье 230 Гражданского процессуального кодекса РФ и в отношении протокола судебного заседания, который также должен быть подписан также и секретарем судебного заседания.
Нарушения данных правил, хоть и предусмотрены в качестве безусловных оснований для отмены судебного решения, почти не встречаются в реальной жизни. В связи с чем судебная практика по порядку применения этих оснований крайне незначительна.
7. Нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения
Согласно части 2 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда по делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается.
Судебная практика по порядку применения данной нормы права исходит не только из недопустимости нахождения в совещательной комнате кого-то, кроме судей, принимающих судебное постановление по рассмотренному ими гражданскому делу, но также и недопустимости их общения с кем-либо по телефону до момента выхода из совещательной комнаты и оглашения судебного постановления.
Будьте всегда в курсе новых статей и видео на моем канале. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.
В реальной жизни всё происходит несколько иначе. Бывают случаи, когда в совещательную комнату к судье заходит прокурор, участвовавший в рассмотрении дела о выселении ответчиков из государственного или муниципального жилого фонда. Нередки и случаи телефонных переговоров судей с неизвестными лицами до момента выхода из совещательной комнаты и оглашения судебного постановления.
Формально это нарушение требований тайны совещания судей, что влечет за собой отмену судебного решения.
Однако проблема заключается в том, как доказать сам факт нарушения, поскольку видеосъемка в зале судебного заседания возможна только с предварительного согласия суда. Разумеется, можно вести видеосъемку негласно, чтобы потом приобщить к апелляционной жалобе цифровой носитель с видеозаписью факта нарушения судьей тайны совещательной комнаты. Однако противоположная сторона судебного спора (например, представитель местной администрации по делу о выселении ответчиков из муниципального жилого фонда) может позвать в зал судебного заседания судебных приставов, что приведет к выдворению из зала лица, ведущего несогласованную видеосъемку и не позволит закончить видео-фиксацию допущенного судом нарушения.
Полагаю, что решение этой проблемы возможно только в том случае, если во всех залах судебного заседания будет вестись не аудио-, а непрерывное видео-протоколирование от момента начала судебного заседания и до момента оглашения судом решения по делу или определения об отложении судебных слушаний по делу.
Вышеуказанные основания для безусловной отмены судебного решения можно применять не только в суде апелляционной, но и в суде кассационной инстанции. Единственное дополнительное требование в этом случае – необходимость указания на допущенные в суде первой инстанции процессуальные нарушения не только в тексте кассационной, но и в тексте апелляционной жалобы. В противном случае у суда кассационной инстанции не будет формальных оснований для отмены апелляционного определения (здесь действует правило, согласно которому, если не было заявлено о допущенном судом первой инстанции нарушении в суде апелляционной инстанции, то об этом нарушении не получится заявить и в суде кассационной инстанции).
Таким образом, частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрен целый ряд оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции. Однако, чтобы воспользоваться этими основаниями и добиться положительного результата в суде апелляционной или кассационной инстанции, заявителю необходимо учитывать ряд требований, предусмотренных сложившейся судебной практикой по порядку применения этой нормы процессуального права.
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (495) 740-55-17
Ещё больше статьей, новостей и он-лайн консультации ждут вас на моём сайте: https://kmcon.ru
Моя страница ВКонтакте
Электронная почта: veter2016rus@yandex.ru