Здесь я хотел бы перечислить ошибки, которые допускает большая часть обучающихся и которые мешают успешному освоению языка.
Список сформирован на основе моего собственного опыта.
Итак, начинаем:
1)Учить слова по словарю (в отрыве от контекста)
Часто ли вы слышали фразы вроде "знаю много слов, но говорить не могу"?
В школе, когда мы изучали английский (либо другой язык) нас также постоянно заставляли учить слова.
Английский многие "учили" годами, а после окончания школы связать несколько слов не могли. А потому, что цель обучения в школе - не научиться говорить на языке, а написать проверочную или контрольную работу.
Такая ситуация возникает из-за некорректной методики обучения. Если быть более точным, то из-за её неполноты и непоследовательности.
Проблема в том, что сам по себе набор слов ни на шаг не приближает вас к возможности общаться.
Ибо мало знать слова, нужно уметь их употреблять.
Да, я сейчас говорю о нормах сочетаемости слов.
Об этом почему-то забывают большинство преподавателей.
Что это такое?
Это знание того, как то или иное слово употреблять: с какими словами и в каких случаях. Без этого изучение языка превращается в бесполезное изучение словарного запаса.
Ну, например, помощь оказывают, а не делают, не выполняют, не осуществляют и не проводят.
А домашнюю работу делают или выполняют.
Дождь бывает проливным, а ветер - порывистым.
Многие слова формируют более или менее устойчивые словосочетания. Имеет смысл учить сразу сочетания либо фразы целиком, а не просто слова в отрыве от контекста. И, кстати, запомнить так тоже гораздо проще. Таким образом сочетания либо целые фразы сразу войдут в ваш словарный запас в уже готовом виде.
2)Делать слишком сильный акцент на теорию и изучение правил, забывая о практике/тренировке речевых навыков
Задам вопрос: сколько раз в день при общении вы вспоминаете правила своего родного языка?
Ни разу, правильно?
Но ведь вы говорите на нем:)
А потому, что речь - это почти полностью автоматизированный процесс. Такого пункта, как "применение правил", в сложном процессе, именуемом речью, просто нет.
Сколько бы вы не учили теорию, говорить вы не начнете.
На изучение теории стоит отвести время - это обязательно. Но именно практика даст вам возможность быстро составлять фразы и предложения.
Когда человек знает правила, но говорить не может - это довольно распространенная ситуация. Но давайте не будем забывать: наша цель изучения языка - это овладение им, а не сдача экзамена.
А вот свободно говорить, не зная правила - это вполне реально.
Пополнение словарного запаса каким-либо способом - это отдельный пункт. В данном случае я его ни к теории, ни к практике не отношу.
3)Делать слишком сильный акцент на практику
Как ни странно, да.
Неожиданно, правда?
Особенно после предыдущего пункта.
Тем не менее, действительно, гнать вперед практику - тоже плохой вариант.
Простой пример.
Распространенное упражнение (кстати, практикуемое в топовых университетах) - рассказать о том, что изображено на картинке.
Это реальный пример из моего опыта. Когда я начинал заниматься (еще с преподавателем), мы делали это упражнение. В итоге я каждый раз пытался из себя что-то "выжать", чаще всего безрезультатно.
Если это упражнение пытаться выполнять раньше времени - то человек будет пытается "выжать" из себя/из своих пары сотен слов словарного запаса что-то, часто - без толку.
Смысл в чем? Что дает это "выжимание"? Речевые навыки?
Не дает это речевых навыков!
Увеличение словарного запаса? Тоже нет.
Может, проще просто прочитать несколько статей на данную тему, выписать и выучить слова, словосочетания (где требуется) и устойчивые фразы и выражения? Выучив их, данные слова и готовые фразы (что крайне важно) войдут в ваш словарный запас. Более того, вам не нужно будет СОСТАВЛЯТЬ фразы и тратить на это ваши вычислительные мощности. Вы их будете уже помнить в готовом виде.
Скажете - нереально выучить все фразы и сочетания в языке?
Все и не надо.
Надо только те, которые употребляются.
Это же выглядит не намного проще. Много, скажете вы? Их же тысячи!
ДА. Много.
Но это - не только оптимальный, но и ЕДИНСТВЕННЫЙ, к тому же естественный способ выучить язык.
Все фразы, которые мы употребляем, мы уже когда-то слышали. Мы их сами не составляли! (ну, возможно, за редким исключением). Мы их запомнили, и они вошли в наш словарный запас.
Именно так мы осваиваем свой родной язык. Мы не учим правила! Мы начинаем говорить еще до этого.
В общем - чтобы что-то практиковать, нужно, чтобы было что практиковать. Нужно хотя бы что-то знать. Иначе никак. Нужна теория и словарный запас, а далее уже можно переходить к практике.
4)Стараться найти волшебную таблетку.
Это характерно для очень многих.
Многие пытаются найти какую-то чудо-методику, чтобы через 3мес. уже говорить лучше носителей.
Не обманывайте себя.
Изучив 100 слов, вы не пополните свой словарный запас на 500 слов. А обьем информации очень большой, не забывайте.
Здравый смысл вы не обманете.
Речь - чуть менее чем на 100% автоматический процесс. Знаний мало, нужен навык. Нужен автоматизм.
А это - месяцы (а на самом деле - годы) тренировок.
5)Отсутствие системности
На самом деле, этот момент самый спорный.
Дисбаланс в обучении, определенно, приводит к тому, что изучение языка идет с трудом, и прогресс может почти отсутствовать.
Процесс обучения - это как постройка дома.
Мы не можем построить дом с 4 стенами и роскошным внутренним убранством, но без крыши. Мы не можем сделать 2 ванных комнаты, но забыть про спальню.
Так же и обучение. Программа обучения должна представлять собой единую общую картину.
Не практикуем язык - не можем говорить, хоть и знаем все правила.
Учим кучу слов, но не знаем, как их употреблять - результат тот же.
Отсутствие какого-то из компонентов либо непоследовательность в обучении приводит к замедлению прогресса обучения.
Но!
Здесь есть такой нюанс.
Как часто мы применяем правила, говоря на родном языке?
Фактически не применяем.
Но ведь мы на нем говорим!
Дело в том, что можно говорить на языке, вообще не зная ни одного правила и вообще не изучая теорию. Именно так мы осваиваем родной язык еще до того, как пойдем в школу. Мы просто поглощаем то, что слышим, и говорим так же. Нет никакой системы, никакой методики. Просто поглощение информации, и этого достаточно.
И это работает.
А чем иностранный язык отличается от родного?
Ничем.
Тем не менее, изучение теории я считаю необходимым элементом, т.к. это позволяет правильно употреблять слова, выражения и языковые средства в случаях, которые мы не помним или которые нам еще не встречались, а также строить свои конструкции в языке. Без знания теории все же, на мой взгляд, нельзя сказать, что человек владеет языком, даже если он вроде как на нем довольно неплохо болтает.
Оптимизация же процесса обучения и системный подход просто позволяет существенно ускорить процесс освоения языка. А время, как известно, очень ценно. Особенно - если есть цель. А без цели за изучения языка и браться-то незачем.