Продолжаю по прессе 1934 года следить за тем, как не спасали челюскинцев. Вчера был обзор "Правды" за 9 марта, в котором легкими движениям рук один самолет превратился в семнадцать (и даже восемнадцать). Теперь переходим дальше.
10 марта - на первой странице «Правды» очередная серия статей под заголовком «На помощь челюскинцам». Собственно, содержание всех статей тоже полностью исчерпываются их заголовками.
«Бабушкин готовится к полету» - готовиться он будет еще три недели, так что такую заметку можно печатать много-много раз.
«Летчик Болотов выехал во Владивосток». Эта вся новая информация. Имеется ввиду «выехал из Ленинграда и на поезде». Оказывается, 9 марта он всё-таки отправился, вместе со своим замечательным и таинственным самолетом. Заметка большого объема в очередной, но не последний раз сообщает об удивительных свойствах этого аппарата, ни слова не говоря, что он 1923 года рождения, и не называя его модель.
«Блестящий эпизод борьбы за Арктику» - это, якобы, оценка мировой печати. На сей раз цитируются чехословацкие, французские и турецкие газеты. Что именно «блестящего» в утоплении парохода, на этот вопрос обзор ответа не дает.
В прошлом номере был рассказ Ляпидевского о полете в лагерь, теперь приводится аналогичное свидетельство его штурмана Льва Петрова. На этом тема заканчивается.
Кстати, из примечательных новостей номера – на 4 странице печатается Постановление президиума ЦИК об уголовной ответственности за… впрочем, все на картинке ниже. Не будем отвлекаться от Арктики.
11 марта – вновь раздел «На помощь челюскинцам». Тоже достаточно пробежаться по заголовкам. «Летчики Доронин и Галышев прибыли в Хабаровск». Что нам правительственная комиссия обещала 8 марта? «Они скоро вылетят»? Теперь, видимо, они вылетят совсем скоро. Прибыли они 10 марта. Возможно, вагон с их разобранными самолетами, ранее потерянный на железной дороге, уже нашелся и, надеюсь, тоже прибыл в Хабаровск. Осталось только собрать машины. Их коллега Водопьянов ожидается 12 марта. И тогда они точно «скоро смогут вылететь». В этой же заметке мимоходом и вскользь говорится о новом полете Ляпидевского:
«10 марта (Роста) Сегодня пилот Ляпидевский предпринял второй полет в лагерь Шмидта. Однако перебои в левом моторе заставили его прервать полет и вернуться в Уэллен»
По мне, так это самая важная информация, но она не удостоена даже отдельного заголовка. Стоит обратить внимание, что проблемы у Ляпидевского все время с левым мотором.
«Летчик Болотов выехал из Москвы». Вместе со своим замечательным самолетом, разумеется. Отправились они на курьерском поезде.
«Свердловск» идет в бухту Провидения».
Хабаровск, 10 марта, (Роста). 9 марта «Свердловск» покинул Петропавловский порт, держа курс на бухту Провидения. 12 часовая стоянка парохода использована с максимальной эффективностью: пополнен запас пресной воды, погружены теплые вещи. По последним сведениям, пароход находится севернее Усть-Камчатска»
Что это за пароход «Свердловск», откуда он взялся и какое отношение имеет к спасению челюскинцев? Похоже, что имели ввиду «Смоленск», но как-то перепутали названия. В дальнейшем «Свердловск» бесследно исчезнет. Но отметим, «Смоленск» покинул Петропавловск 9 марта. Знаменательная дата, день рождения Гагарина, как позже подчеркивал Н. Каманин.
Есть еще в номере заметка от Кренкеля «Работаю приемником БЧЗ», но она совершенно бессодержательная. На этом день 11 марта заканчивается.
12 марта – снова первая страница, на этот раз тема называется «В лагере Шмидта». Начинается она аварийной телеграммой от Шмидта, в которой только одна фраза: «У нас по-прежнему все благополучно». Подходит к концу четвертая неделя проживания на льду, а у них все хорошо и хорошо. Просто курорт какой-то.
Продолжается рассказом одной из эвакуированных женщин – Прасковьи Лобзы. В экспедицию она поехала как гидрохимик, а вообще имела дореволюционное гимназическое образование, дополненное потом советским университетским, так что неудивительно, что серию заметок «от спасенных» открыла именно она. Я писал про нее примерно год назад. Похоже, что у нее была совсем непростая биография - вероятно, она служила в колчаковской армии телеграфисткой, а потом, после крушения фронта, попала на такую же должность в Красную армию, так что жизненный опыт за плечами имелся. Ей было что сказать, но… Её заметка «Жизнь на льдине» совершенно бессодержательна, и просто пересказывает уже всем известные вещи, с тщательно демонстрируемым задором. Завершается рассказ так:
«20-го закончили постройку брезентовой кухни, умывальни, хлебопекарни. Жизнь потекла более нормально. Лекции, кружок иностранных языков, литературные беседы. Организовали стенгазету. Её название «Не сдадимся»...
Мне вот интересно было бы узнать, что представляла собой умывальня? Отапливалась ли? Какова температура внутри, при минус 30° снаружи? А воду для нее из снега получали? И часто ли умывались челюскинцы? Также любопытно, как выглядела хлебопечка, из чего ее сделали, из кирпичей или металла? Топили бензином? Каков был хлебушек на вкус. Но на самом интересном месте П. Лобза прервала свое описание. И про литературные беседы и кружок иностранных языков как-то очень мельком, без подробностей. Жаль.
В номере еще четыре заметки. Две абсолютно пустые, исчерпывающиеся заголовками: «Радиосвязь с челюскинцами усиливается» и «Идут аэросани». Эти самые аэросани в результате никуда не доехали, так что не стоит на них и внимания обращать. Информационно содержательных заметок две.
«Смоленск» миновал Командорские острова» (Это, похоже, тот самый «Свердловск» из прошлого номера).
«11 марта (Роста). 11 марта в 21 час. по московскому времени, с парохода «Смоленск» сообщили, что, уверенно следуя вперед сквозь штормовые встречные ветры, «Смоленск» миновал Командорские острова. С парохода сообщают также о некотором улучшении погоды в районе севернее Олюторки, где в последние дни бушевали жестокие штормы, едва не лишившие пароход «Сталинград» управления и радиосвязи».
Ого, оказывается у «Сталинграда» были проблемы! И он не просто так решил вернуться в Олюторский залив. А «Смоленск», похоже, решил испытать судьбу и пройти севернее? Посмотрим-посмотрим, что будет дальше.
Вторая заметка «Подготовка к полетам»
«10 марта (Роста) В Хабаровске начата сборка самолетов летчиков Галышева и Доронина. Управлением гражданского воздушного флота приняты все мере для ближайшей сборки. Завтра ожидается прибытия самолета Водопьянова. Предполагается, что Водопьянов, Галышев и Доронин вылетят одновременно».
Странно, что 12 марта публикуется явно старые сообщения от 10-го, а не свежие от 11-го. Так Водопьянов приехал, или нет? Да и сами Доронин и Галышев, как мы уже знаем, прибыли только 10 марта, и оказывается, в тот же день начата сборка? Похоже, нас запутывают. А 11 марта что происходило? Ответа нет. Может в следующем номере?
Однако 13 марта о тройке Галышева ничего. Так же как информации, что происходит на главном фронте, с Ляпидевским? Куда подевались Слепнев и Леваневский? Что случилось с пароходом «Сталинград», вернулся ли он в Олюторский залив? А что на льдине? Мы, конечно, догадываемся, что «все благополучно», но хотелось бы подтверждений. Однако ответов на эти вопросы нет. Заметок на тему «челюскинцев» ровно три. Первая:
«Смоленск» в Беринговом море»
Пароход «Смоленск», 12 марта, (По радио от спец. Корр. «Правды»). Вчера прошли Командорские острова. Встречный ветер и шторм не прекращаются. На борту парохода – 7 самолетов «П-5» под командованием т. Каманина. В числе пилотов – полярники Молоков и Фарих, бортмеханик Бассейнов. Пароход ведет капитан Вага. В Петропавловске приняли на борт известного полярника-каюра (водитель собак) Скурихина с упряжкой и нартами.
Настроение состава экспедиции бодрое. Все полны нетерпения продвинутся быстрее и как можно дальше на север, чтобы приступить к непосредственной помощи челюскинцам».
Прямо сказать, совсем свежей информации в заметке немного. Есть небольшие искажения с количеством самолетов, но это можно списать на проблемы со связью. Самое важное – пароход «Смоленск» идет на север и собирается продвинуться как можно дальше, севернее, чем «Сталинград». Олюторский мыс в качестве конечной точки не фигурирует. Что вполне логично, потому что дальности самолетов оттуда не хватает, нужно стартовать где-то ближе к Чукотке, но где именно, пока непонятно. Но это единственная информация в номере и то, больше дающая почву для догадок, чем прямые сведения.
Другие заметки – огромная краеведческая статья проф. Обручева «Льды Чукотки». И «Красное знамя над Арктикой» - французская печать о победах советских полярников. Все это заполняет объем и создает видимость, но не имеет отношения к спасению людей.
А между тем, 13 марта – первый юбилей. Прошел ровно месяц с утопления «Челюскина», или ровно 4 недели, поскольку в феврале 28 дней. Можно подводить итоги. За месяц сделан единственный удачный рейс на льдину и вывезены женщины и дети. Больше успехов не наблюдается. Всю четвертую неделю ежедневно публикуется масса материалов, но они, во-первых, в основном пустые, без содержания, повторяющие одно и то же. А во-вторых, совершенно разрозненные. Про Слепнева с Леваневским упомянули и забыли. Галышев с Дорониным «скоро отправятся», но еще и до старта не доехали. Водопьянов присоединится к ним, если приедет. Какие-то пароходы куда-то плавают, но появляются и исчезают. Понять, что происходит на самом деле, по газетам невозможно. Никакой системной информации. И это сделано не случайным образом. Потому что в реальности не происходит ничего. Или почти ничего. Практически все мероприятия носят имитационный характер, а газетный шум это маскирует. Спасательная операции течет просто по течению – вот есть на Чукотке самолет «АНТ-4» со славным экипажем, вот пускай они и летают.
Между тем назревали грозные события, которые вскоре должны были опрокинуть эту безмятежность. В реальности они произошли 14 марта, но в прессе отразились 15-го. Итак, спасательная операция вступает в зону турбулентности. Оставайтесь с нами и следите за дальнейшими событиями.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.