Найти тему
Павел Машкин

Как один самолет превратить в семнадцать - мастер-класс от пропаганды

Продолжаю обзор прессы 1934 года, и наблюдения, как спасали челюскинцев, по отражению в газетах. После 8 марта у меня получился большой перерыв из-за моей личной загруженности, и это досадно, так как 90 лет назад, как раз спустя несколько дней после прилета на льдину Ляпидевского на бумажных страницах разгорелась бурная активность. Концентрация сообщений вышла на пик, невиданный не только с начала операции, но с самого выхода «Челюскина» в плавание.

9 марта материалы занимают не менее трети первой полосы. Прежде всего бросается в глаза карта, на которой отмеченно множество самолетиков. Этот рисунок стал впоследствии очень знаменит, использовался в бесчисленных публикациях и документальных фильмах. Очень уже наглядно, мощно и впечатляюще изображена воздушная армада.

Первое появление знаменитой схемы произошло именно 9 марта
Первое появление знаменитой схемы произошло именно 9 марта

Под картой вся эта силища подробно расписана:

«Схема дислокации спасательных полярных самолетов

Для помощи челюскинцам, как известно из сообщений правительственной комиссии, выделено 17 самолетов. В лагеря тов. Шмидта, кроме того, имеется один самолет под управлением тов. Бабушкина.

Из числа выделенных самолетов большая часть находится в пути в условиях тяжелого плавания на пароходах, впервые попавших в эти широты в такое время года.

Пока готовы к полету «АНТ-4» под командой тов. Ляпидевского, уже побывавшего в лагере челюскинцев, и аппарат «У-2» летчика т. Чернявского на мысе Уэллен. Еще два самолета – один на мысе Уэллен (летчик тов Конкин), другой на мысе Северный (летчик тов Куканов) – в ближайшее время – после ремонта шасси – также будут готовы к полетам».

Стоит, пожалуй, сделать паузу и прокомментировать последний абзац. Летчика Чернявского уже четыре месяца нет на Чукотке, а у аппарата «У-2» не работает мотор. Лётчик Конкин - второй пилот у Ляпидевского, летающий с ним в одном экипаже. Он, к тому же, не умеет самостоятельно управлять большим самолетом. Да и «АНТ-4» у них только один, поскольку у второго сломано шасси, а для его ремонта нет оборудования. Самолет Куканова разбит настолько, что восстановлению не подлежит. Таким образом, при честном рассмотрении самолет оказывается только один. Можно вычесть еще и самолет Бабушкина, тоже находящийся в нерабочем состоянии, и туманными перспективами восстановления. Его первый полет состоится только спустя три недели. Но смотрим дальше.

-2

«Самолет «Н-5» тов. Водопьянова, специально оборудованный летчиком для арктических полетов, находится на пути в Хабаровск». Действительно, «на пути», только на сухопутном, точнее, на железном, поскольку находится в вагоне, прицепленном к поезду и двигается вместе с ним.

«Две пассажирских машины «С-5» - тов. Галышева и тов. Доронина – в ближайшие дни вылетят из Хабаровска на мыс Уэллен». "Ближайшие дни" в точных цифрах составят девять дней. А если говорить прямо, то 9 марта ни Галышева, ни Доронина в Хабаровске нет, они, как и Водопьянов приедут туда позже.

"На пути в бухту Проведения на пароходе «Сталинград» находятся два самолета «Ш-2» и на борту парохода «Смоленск» - 7 аппаратов: пять «П-5» и два «У-2»".

До бухты Провидения несколько сот километров замерзших льдов. Приключения «Сталинграда» посмотрим ниже, а «Смоленск», действительно, Петропавловск-на-Камчатке уже достиг. Это едва ли не единственная точная информация во всей "дислокации".

«Из Ленинграда отправляется еще один самолет под управлением летчика тов. Болотова. Эта машина имеет наименьшую посадочную скорость и может опускаться на небольшие площадки».

Отмечаем, - за пять дней, прошедших с первого сообщения об этой замечательной машине, она еще никуда не выехала, а только собирается. А двигаться ей предстоит на поезде от Ленинграда до Владивостока. Зато в комментариях к предыдущей статье сведущие люди мне сообщили, что же это была за чудо машина. Оказывается, двухместный биплан, купленный у англичан в 1923 году! Почти серийная машина, их изготовили целых три штуки. Для уровня авиатехники 1934 года это был вполне музейный экспонат.

«Помимо того, через Америку (Нью-Йорк – Аляска) выехали известные полярные летчики тт. Леваневский и Слепнев и известный полярник – исследователь острова Врангеля и Северной земли тов. Ушаков».

На самом деле, два летчика и полярник никуда еще не выехали, а сидели в Нью-Йорке и ждали распоряжений. Самолеты им еще не купили и даже не выбрали. Поэтому два самолета с карты Аляски можно стереть ластиком. Впрочем, то же самое можно сделать и с остальными самолетами в других частях. В сухом остатке – есть только один «АНТ-4», а все остальное только мечты, если не сказать, фальсификации.

Мне любопытно также было посмотреть на очередное (седьмое) Сообщение правительственной комиссии. Но оно оказалось довольно пустым по содержанию и состояло из пересказывания уже известной информации. Первую половину можно описать традиционной фразой «В лагере тов. Шмидта все благополучно», в тексте она, конечно же, присутствует.

Но интересно продолжение приключений «Сталинграда»:

«Пароход «Сталинград», везущий из Петропавловска самолеты и горючее, встретил шторм 9 балов и, не имея возможности в этих условиях искать проход во встреченных ледяных полях, принужден был взять курс на юго-запад, к мысу Олюторскому».

Таким образом, пропутешествовав четыре дня вдоль ледяной кромки, «Сталинград» отправился туда же, откуда вышел 1 марта.

Пароход "Сталинград" - развернулся, и назад!
Пароход "Сталинград" - развернулся, и назад!

«Пароход «Смоленск» 8 марта прибыл в Петропавловск-на-Камчатке, откуда сегодня-завтра выйдет дальше на север. Правительственной Комиссией дано распоряжение направить во Владивосток для погрузки на подготавливаемый к походу на север третий пароход «Совет» 4 аэросаней (2 системы ОСГА, 2 – ЦАГИ)»

Ниже правительственного сообщения заметка “Смоленск в Петропавловске”, а в ней – интервью с командиром отряда Каманиным, где он рассказывает удивительные подробности:

“Спасательный авиаотряд состоит из двух звеньев – пятиместных самолетов типа “П-5”. Аппараты по своей конструкции вполне отвечают требованиям предъявляемым полетам в условиях полярной зимы” – удивительно, как это конструкционно двухместный самолет превратился в пятиместный?

“Личный состав экспедиции укомплектован в своем большинстве опытными работниками Воздухофлота, изучившими специфику полярных полетов” Я не совсем понимаю, что такое Воздухофлот в 1934 году. Это военное ведомство или гражданское? Оборот «работники» вроде намекает на гражданских летчиков? Но «личный состав» на военных? Отряд вообще-то на 95% состоял из военнослужащих ВВС, а оставшиеся три человека числились в полярной авиации ГУСМП. И уж точно «свое большинство» не являлось «опытными работниками изучившими специфику полярных полетов» поскольку эти 95% к Арктике близко не приближались. Или Каманин под «изучением» имел ввиду чтение литературы во время перехода от Владивостока? По крайней мере так он объяснял в своем позднейшем кино-интервью 1974 года? Оказывается даже в самом начале своей геройской карьеры Каманин уже умел правильно беседовать с журналистами, говоря несколько неопределенно, но оставляя пространство для правильных толкований. Рассказывает он и планах:

«Предполагаем на пароходе доставить самолеты на мыс Провидения, откуда полетим на мыс Уэллен». Это фраза составляет еще большую загадку. Как пароход может попасть в бухту Провидения, если до неё почти 1000 км довольно толстых льдов? Но читаем дальше:

«Перелет займет четыре с половиной часа» - в реальности он занял 14 дней (если посмотреть вперед).

«На Уэллене будем организовывать рейс к лагерю Шмидта, применяясь к метеорологическим условиям и местности. От Уэллена на «Смоленск» челюскинцы также будут доставлены летным путем». Последняя фраза является концентрированной фантастикой, поскольку пароход же никак не смог бы пройти в бухту Проведения, а должен был болтаться во льдах на много сотен километров южнее.

«Горючим и смазочным материалом самолеты обеспечены полностью. Тщательная подготовка и хорошо подобранный личный состав, воодушевление, охватывающее всех участников экспедиции, позволяют надеяться на полный успех экспедиции». «Тщательную подготовку» опустим, хотя она уже и по приведенным сообщениям видна. «Хорошо подобранный состав» в дальнейшем разобьёт два самолета полностью, а один подломает… Но воодушевление, несомненно, серьёзный фактор. Пожалуй, с интервью стоит закончить.

Еще в номере был относительно подробный рассказ Ляпидевского о полете на льдину, но в нем нет ничего неожиданного.
На этом обзор 9 марта можно завершить. Только подводем итог и зафиксируем – в номере впервые появилась армада спасательных самолетов, не имеющая отношения к действительности.

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.