Найти тему
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2003. Как золовка уговорила почтальонку стать начальником почты

Коллаж автора. Буржуи появились и буржуйки вернулись. Какая между ними связь?
Коллаж автора. Буржуи появились и буржуйки вернулись. Какая между ними связь?

Водитель свернул с областной трассы в сторону хутора, видневшегося в километре, дорога была убитая, и нас в салоне затрясло. Михайловна очнулась от своих дум и спросила:
- Как же мы будем разговаривать с почтальонкой, вы сразу начнёте или я?
- Меня они первый раз увидят, представишь директора и начнёшь разговор с почтальонкой, а потом и я подключусь, если такая нужда возникнет.
- И то правда.


ОПС работает три дня в неделю, располагается на первом этаже двухэтажной конторы бывшего совхоза, а ныне — товарищества. Место хорошее для почты, проходное. В коридоре конторы сновали люди, в помещении ОПС праздно стояли клиенты. При нашем появлении разговоры смолкли и все присутствующие с любопытством уставились на меня. Михайловна представила мена начальнику ОПС, та стала суетливо перебирать бумажки на столе. Почтальонка тоже была в помещении, уже ждала нас и откровенно разглядывала меня. Её возраста я не смог определить — вполне могла быть и старше меня, и младше, но одета была… культурно. Сразу понятно, что дояркой эта женщина никогда не работала. А почтальонкой работает, хотя 0,3 единицы почтальона назвать работой… У начальника ОПС, впрочем, ставка тоже не намного больше — 0,35.

- Где мы можем переговорить без свидетелей, - спросил у начальницы почты.
- Ой, ой, да мы сейчас уйдём, - засуетились на выход две женщины, но в дверях столкнулись с новой клиенткой.
- Идите в сортировку, тут не дадут — в товариществе сегодня зарплата. Целый день будут толпиться в отделении, а прибыли от них никакой, кроме грязи. А остальные почтальоны подойдут через полчаса.


- Ну, Наталья, что ты нам хорошего скажешь по поводу работы начальником ОПС, - начала Михайловна разговор, едва мы оказались в помещении сортировки.
- Михайловна, ну зачем мне эта колгота нужна? Столько бумажек, деньги, ответственность, почтальоны…
- Наташа, ты же понимаешь, что мы не можем кому попало доверить почту, ты уже обучена, замещала начальницу на время отпуска, мы тебе доверяем… Ну, не вижу я тут достойного кандидата, кроме тебя. Не закрывать же нам отделение у вас. Войди в наше положение.
- Понимаю…


Михайловна хвалила кандидатку, я узнал, что та работала воспитателем в детском садике, потом - продавцом, т. е. имеет близкие почте навыки. Наташа отнекивалась без затей, было ощущение, что ей нравятся дифирамбы, она хочет продлить поток приятных слов от начальницы из почтамта. И, судя по теперешней работе с её специальным образованием, ей важно иметь статус работающей женщины.

Я заметил, что Михайловна исчерпала все аргументы, ушла на «второй круг» и начинала терять терпение. Переговоры — не её конёк, она — мастер коротких гневных разносов. Пора и мне внести свой вклад в переговоры, иначе Михайловна может и выволочку устроить по-старой памяти начальницы надо мной.
- Наташа, - встрял я в очередную паузу уговоров Михайловны, - вы знаете что такое - ЕТКС, ЕКС?
- Не знаю.
Судя по выражению лица моего заместителя, та тоже была не в курсе и заметно насторожилась: уж не в её ли огород начальник решил бросить камень?

- Это квалификационные справочники должностей и профессий, в Трудовую книжку название должности оттуда надо брать, чтобы в старости правильно пенсию начислили.
Конечно, я сильно упростил назначение и суть этих справочников, но усложнять вопрос не рискнул: и сам давно в них заглядывал, и не собирался углубляться в содержание. Главное: удивить кандидатку, дать ей новое направление взгляда на должность начальника ОПС. Снаружи, а не с позиции почтальона.
- Даже не слышала про такое.
- Не важно. Важно другое: у работающих всего три группы — рабочие, специалисты и начальники. Вот сколько в вашем хуторе с населением в четыреста человек, - не преминул блеснуть знанием статистики, - имеется работающих, у кого в Трудовой книжке написана должность «начальник»? Или заведующий, директор?..
- Так сразу и не скажешь… Совхоз, школа, клуб, библиотека… Почта, наверное.
- Именно. Если натужимся, ещё пару человек вспомним. У вас появится такая запись в трудовой книжке, вы войдёте в местную номенклатуру начальников, с которыми будут считаться районные. Это солидно, это другой статус. Внукам будет чем похвалиться. Сразу появится возможность самой выбрать работника на почту вместо себя. Есть у вас на примете кандидатка на должность почтальона?
- Золовка меня уговаривает согласиться на начальницу почты и её взять на работу, - задумчиво произнесла кандидатка и осеклась.
- Видите! Сделаете золовке доброе дело. Со временем и других хуторских почтальонов подберёте под себя. Соглашайтесь.
- Я подумаю.
- Только недолго. Со следующей почтой пришлите заявление или позвоните Михайловне, если отказываетесь. Будем искать другого человека. Сработается ли новый начальник с почтальонами…
- Я поняла, подумаю, дам ответ.

С улицы раздался сигнал почтовой машины. Пора освобождать помещение, почтальоны уже заглядывали в сортировку.

Михайловна осталась около почтовой машины, которую водил её муж, они стали ворковать, а я пошёл обходить здание конторы, чтобы увидеть состояние дымовой трубы от почтовой буржуйки. Товарищество давно закрыло котельную, отапливало электричеством кабинет председателя и бухгалтерию, остальные кабинеты пустовали, а почте пришлось ставить буржуйку. 21 век на дворе, буржуйка, дрова, уголь…

Длинная труба была на несколько метров вынесена от стены и хорошо закреплена на бетонном основании. Дико смотрелось окно почты с металлической заглушкой из которой выходила горизонтальная часть трубы, но вертикальная труба была сделана грамотно: её длина была соразмерна высоте здания для хорошей тяги. Помещение было выделено товариществом почте безвозмездно, буржуйка поставлена на средства почты. Я уже знал причину такой щедрости товарищества: они ещё не оформили право собственности на здание, поэтому договор аренды отсутствует. Знал я и то, что товарищество работает в этом направлении, наступит момент, когда мне придётся этот договор заключить и отстёгивать арендную плату из скудной прибыли почтамта. Или искать другое помещение. Надо бы поговорить с местными на тему бесхозяйных зданий и с главой сельского поселения про свободные помещения в муниципальной собственности. Только одно ОПС посетил и уже наметились хлопоты, а что будет когда осмотрю все. Если здание почтамта в райцентре имеет неприглядный вид, то про хуторские ОПС и говорить не приходитсяю

Почтовой машины уже не было, Михайловна ждала меня у служебной легковушки. Поехали в почтамт.
- Согласится Наталья начальницей работать, - спросила Михайловна, когда водитель вырулил на областную трассу и повернул в сторону станицы, - как думаете?
- Не знаю, это же твоя протеже. Будем надеяться на золовку, кстати, ты её знаешь?
- Знаю, я ей вечером позвоню, пусть сильнее агитирует Наталью.
- Позвони, хорошая мысль.
- А правда есть эта ЕТКС или это ваша выдумка, - поинтересовалась Михайловна.
- Как можно, конечно есть, - ответил я и засмеялся.

Дался ей этот справочник, никак не успокоится…

В коридоре почтамта рядом с кабинетом подписки стояла пожилая усталая женщина с бумагами в руках. Завидев, что я открываю ключом директорский кабинет, она пробурчала:
- Агитируете подписываться, а условий для клиентов никаких. Кабинет тесный, только один клиент помещается, остальным желающим надо ждать, а в коридоре и стула нет, чтобы присесть.

Я молча вынес стул из своего кабинета и поставил рядом с женщиной. Она с готовностью на него упала и стала обмахиваться бумагами.
Можно подумать, что дама первый раз пришла оформлять подписку на организацию, не знала в каких условиях работает инструктор по подписке. Обязательно надо директору претензию выкатить, а я, между прочим, ничего ещё в почтамте не менял, и раньше всё было так же.

Заслышав, что я появился в кабинете, ко мне потянулись специалисты. Первой заявилась главбух с платёжкой по переводу денег в областное Управление. Я демонстративно проверил перечень договоров со сроками платежей по ним и обнаружил, что третьего дня надо было перевести деньги милиции за сигнализацию за текущий месяц. Главбух отмахнулась, мол, ерунда, подождут, завтра перечислим. Поставил в своём ежедневнике жирный «минус» и обвёл его кружком. Главбух криво усмехнулась, забрала подписанные платёжки и выплыла из кабинета.
Оператор ПКД принесла письма. Управление вызывало на подведение итогов в Ростов. Наконец увижу своих коллег со всей области. А бояться подведения мне ещё рано — молодой директор, своих грехов ещё не наработал.

Я стал ходить на планёрки в администрацию района: каждый понедельник к заместителю главы по строительству, ЖКХ и связи, в начале каждого месяца на общую планёрку, проводимую главой района. Этими планёрками администрация района подчёркивала свой статус руководящей и направляющей, перехваченный у КПСС, а начальственный люд, туда приглашаемый, ощущал себя избранной номенклатурой района. И мне нравилось там бывать: статус — само собой, но главное — масштаб действия. Здесь в сельской местности мне всегда недоставало масштаба причастности к местной жизни, кругозора.
На таких мероприятиях глава изредка критически высказывался по поводу деятельности федеральных органов власти, что позволяло спрогнозировать и местную политику. Губернатора области наш глава никогда публично не осуждал, только хвалил — слишком близко этот начальник был и быстро узнавал о районных событиях мимо администрации района. А вот заместитель мог себе позволить выразить неудовольствие областной командой, но в узком кругу доверенных лиц, в этот круг и я входил, как добрый сосед зама по месту жительства.

На общей планёрке обычно зачитывался месячный план мероприятий муниципальных организаций и учреждений, делались объявления начальниками коммунхоза, электросетей, газового хозяйства об отключениях в станице и районе, доводились подробности резонансных местных происшествий, которые уже успевали обрасти среди обывателей нелепыми измышлениями и фантазиями. Тут же доводились наряды организациям на добровольно-принудительные субботники по уборке территории райцентра к праздникам или приезду областного начальства.
Публика на планёрке была хорошо знакома между собой, давно в ней установилась своя иерархия, а чужаки, вроде меня, появлялись редко. Был начальник, которому позволялось веселить своими комментариями присутствующих, было пару начальников-мальчиков для битья, был неугомонный критикан, был неприкасаемый, остальные играли роль статистов. И учитель за столом на подиуме. Всё, как в школьном классе, только детки давно стали взрослыми.
Тусовка, куда полезно сходить, чтобы отключиться на полчаса от текучки на своей работе.

Мне было приятно узнать, что есть в администрации района среди бывших коллег люди, которые порадовались тому, что я снова стал мелькать на этажах районного Белого дома. А с бывшей начальницей мне пересекаться по делу не приходилось, она занималась делами другой отрасли.

Как, интересно, устроено представление новых директоров в областном Управлении почтовой связи? Не хочется мне, чтобы моё армейское прошлое упомянули. Среди местных начальников армейский опыт, как нехорошее клеймо. Забавно, что во время службы, посторонние люди, узнав, что я лётчик, часто этому удивлялись, мол, ты не похож на лётчика, на офицера. Теперь же, придя в мой кабинет и поговорив несколько минут, незнакомые частенько спрашивают: «А ты не из военных?» Спрашиваю: «А как ты догадался?» Обычно незнакомец пожимает плечами: «Чувствуется...»
Метаморфоза!

А почтальонка Наташа согласилась стать начальником ОПС. Молодец, золовка, уговорила!