В данном случае я вижу несколько вариантов.
Первый, он же самый распространённый - это неправда. Чтобы успешно сдать ЕГЭ знания нужны. Угадать ответы на высокий балл, не представляется возможным. В ЕГЭ по математике тестов вообще нет. Да и другие экзамены включают в себя не только тесты. Чтобы получить значительно более высокий балл, чем ученик способен, должно очень сильно повезти.
Это маловероятно и такое бывает крайне редко.
Тем не менее, такое действительно возможно.
Я бы предположил, что в большинстве случаев, когда такая ситуация и правда имела место быть, у ученика была хорошая механическая память, но слабая долгосрочная. И не слишком хорошо было развито логическое мышление.
Но тут дело не в ЕГЭ
Такой ученик и к любому другому формату мог бы точно так же успешно подготовиться, сдать, а за лето всё забыть. По билетам такая стратегия сработала бы ещё лучше, чем с ЕГЭ.
Увы, и в ВУЗах картина та же. От сессии до сессии живут студенты весело, потом за последнюю неделю такие студенты всё учат, а выходят из аудитории и всё забывают. Почему?
Потому, что в ВУЗах вместо ЕГЭ традиционные экзамены по билетам, на которые натаскаться можно, особенно если механическая память хорошая. И натаскаться на них намного проще - кто что из преподавателей часто спрашивает, студенты обычно знают заранее.
То же самое могу предположить и про взрослых, которые утверждают, что, дескать, у них в школе была пятёрка по математике, а они почти ничего по предмету не знают.
Пару слов о везении
Допустим, кому-то повезло. И он получил на десять, пусть даже на двадцать баллов больше, чем того заслуживал - вопросы попались знакомые, где-то удалось угадать ответ, и так далее. Но как бы такому человеку не повезло, он не получит 90 баллов по ЕГЭ, если не знает материала.
Между тем, в экзаменах по билетам многое зависит и от того, какой билет попадётся, и от того, кто будет принимать экзамен. Тут, согласитесь, элемент везения намного больше.
Пара слов о нечестных способах сдать ЕГЭ
Нет пароля, который невозможно взломать. Поэтому я соглашусь, что лазейки для того, чтобы подмухлевать на ЕГЭ, всё ещё остаются. Тем не менее, этот экзамен, на мой взгляд, намного надёжнее и объективнее в сравнении с любым другим. О том, как организован ЕГЭ, я написал отдельную статью. Поэтому на том, почему это так, я здесь останавливаться не буду.
К сожалению, есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы такие истории максимально освещать и использовать как аргумент против ЕГЭ. И, да, такие случаи есть. Они очень интересуют антиегэксеров как соломинка, за которую они как утопающие пытаются ухватиться.
Подводя итог
Да, наверняка есть те, кто написали ЕГЭ не честным путём, есть те, кому повезло больше, чем большинству. Есть и люди с хорошей механической памятью. Но всё это не повод отменять ЕГЭ. Во всяком случае до тех пор, пока не придумано чего-то более эффективного.
Поэтому я призываю вас не слушать антиегэксеров, они не понимают, что говорят и всей ценности ЕГЭ. Либо намеренно вредят, поскольку заинтересованы.