Прошу отдельно отметить, что я говорю вовсе не о современных программах, которые заслуживают отдельного разговора. Я о логике изучения учебного материала, которая сложилась ещё в советские времена. Изучаем сейчас с шестиклассниками физиологию растений, то есть процессы фотосинтеза, дыхания, транспирации, минерального питания. В первой четверти был материал, посвящённый химическому составу растений. Поверьте, тот же самый материал изучался детьми в 5-м (позже 6-м после введения системы "1-4") классе советской школы. И поверьте уж ещё один раз: этот материал невозможно качественно изучить, если у детей нет начальных знаний химии.
Вот только этот предмет начинает изучаться только в 8-м классе (в 7-м в СССР). А органическая химия, без основ которой малопонятен процесс фотосинтеза, и вовсе в 10-м (9-м). В старом курсе "Природоведения" элементарные химические знания не давались вообще. Сейчас хотя бы символы отдельных химических элементов даются в курсе "Окружающего мира". С химией и советским, и современным школьникам приходилось и приходится знакомиться на уроках биологии. И это не плюс раннего ознакомления, а скорее минус. Ранние химические знания должны быть системными. На уроках биологии их дать в полной мере невозможно, даже если учитель биологии и химии один и тот же человек.
Придётся чем-то жертвовать. Чаще всего в жертву приносятся программные часы по биологии. А, простите, что сейчас, что в советские времена программа по биологии просто потогонная (уж слишком большой материал надо освоить). Каюсь, сам в прошлом учебном году два крайне дефицитных урока (в 5-х классах уроки биологии 1 час в неделю) посвятил символам и названиям основных химических элементов. В этом целых 5-6 уроков (в зависимости от класса) пришлось уделить не биологии, а практически чистой химии. Вот и думаю, а что бы ещё лет сорок назад не создать или интегрированный курс (биология/ботаника+элементарная химия), или официально расширить курс биологии с добавлением в него специальных химических знаний.
И это, честно говоря, касается не только химии и биологии. В диссонанс входят, к примеру, и математика с историей. Хронология ("н.э." и "до н.э.") изучается (и изучалась) на уроках истории гораздо раньше, чем понятие отрицательных чисел на уроках математики. От этого юные историки часто просто не понимают датировки событий. То же самое происходит с литературой и историей. Многие значимые, причём остросоциальные для определённой исторической эпохи произведения, становятся непонятными для школьников из-за того, что эта историческая эпоха просто пока не изучалась на уроках истории. А вот в программе по литературе эти произведения уже есть.