В Викторианской Англии живопись считалась исключительно мужским занятием. Светской даме надлежало быть скромной и благовоспитанной, что шло вразрез с работой в мастерской с натурщиками и презентацией картин на выставках. Единственное исключение делалось для хобби в виде милых акварельных зарисовок. Однако всегда находились женщины не желавшие мириться с подобной несправедливостью и, несмотря на все трудности, добивавшиеся творческих успехов. Яркий пример среди них – Ребекка Соломон. И именно ее картину «Модная пара» мы будем рассматривать сегодня.
Ребекка Соломон (1832 – 1886) – британская художница: живописец и рисовальщица. Родилась в Лондоне, в религиозной еврейской семье. Ее отец, Мейер (Майкл) Соломон – масон и зажиточный производитель шляп, а мать – художница-любительница Кейт (Кэтрин) Леви. У девочки было 7 братьев и сестер, причем братья Абрахам и Симеон, с которыми она была особенно близка, также стали художниками. Юная Ребекка делала первые шаги в живописи под руководством старшего брата Абрахама, затем поступила в художественную школу, училась в мастерских художников-прерафаэлитов Джона Эверетта Милле и Эдварда Берн-Джонса. Соломон никогда не была замужем, посвятив всю свою жизнь искусству. Она писала в основном портреты, а кроме того жанровые, религиозные и исторические картины.
Одно из жанровых полотен, под названием «Модная пара», было создано Ребеккой Соломон около 1856 года. На почти квадратном холсте мы видим интересную сценку. На софе сидит черноволосая молодая женщина, в эффектном серо-голубом платье из блестящего шелка, украшенном вышивкой. В холеных руках, унизанных золотыми украшениями, она держит журнал мод или каталог одежды. Указывая на заинтересовавшую ее картинку, она что-то говорит, обернувшись к своему партнеру. Этот русоволосый мужчина, опирающийся на сиденье коленом и заглядывающий ей через плечо, настоящий франт. На нем костюм тройка: светло-коричневые брюки, пиджак более темного оттенка и лимонного цвета жилет поверх белоснежной сорочки. Довершают элегантный образ галстук-бабочка и монокль в левом глазу.
По всей видимости, расположившаяся в гостиной пара выбирает из каталога очередные модные наряды. По другой версии, действие картины происходит в День святого Валентина, и девушка обращает внимание кавалера на некую романтическую иллюстрацию. Это вполне возможно, поскольку в Великобритании XIX века вышеназванный праздник был весьма популярен. Поэтому одно из альтернативных названий картины – «Любопытная страница в День святого Валентина». Что, впрочем, не противоречит варианту с «модной парой», поскольку как раз во второй половине XIX века появились Дома моды и магазины готовой одежды.
А то, что изображенная пара ревностно следит за свежими трендами в мире моды, подтверждает не только их одежда, но и разнообразные детали. Возьмем, к примеру, монокль мужчины. По сути, это линза в тонкой оправе, с цепочкой или шнурком крепящимся к одежде. Как замену очкам его носили, зажав линзу между бровью и щекой. Первые монокли появились еще в XIV веке, но в повсеместную моду (наряду с пенсне) вошли лишь во второй половине XIX века. Среди известных почитателей этого оптического прибора были Михаил Булгаков, Карл Маркс, Барнетт Ньюман.
Таким образом, во время написания картины монокль считался «изящным» аксессуаром мимо которого просто не мог пройти наш герой. Добавьте сюда уложенные в идеальный пробор волосы, щегольские усики и гладко выбритый подбородок, и получите чуть ли не карикатурный образ самодовольного аристократического сноба.
Ребекка Соломон добилась поразительного успеха в эпоху, когда женщины-художники были скорее исключением, чем правилом. Более того, она была одной из первых (а может и первой!) профессиональной еврейской художницей. Интересно, что в 1859 году Ребекка в числе других 38 художниц обратилась с требованием допустить женщин к обучению в Королевской академии художеств. В 1860 году туда поступила первая женщина – Энн Лаура Херфорд.
Картины Ребекки Соломон могут служить своеобразным зеркалом эпохи, честно и прямо отражающим все классовые несправедливости викторианского общества. Особо показательны в этом плане произведения наподобие «Гувернантки», но даже такая казалось бы нейтральная картина, как «Модная пара», ненавязчиво показывает тщетность внешнего лоска. К сожалению, многие работы Соломон были утеряны, а сохранившиеся разошлись по частным коллекциям, поэтому мы имеем возможность любоваться лишь малым количеством репродукций ее замечательных картин.
|Справка| Полное название картины – «Модная пара» / «Любопытная страница в День святого Валентина» (A Fashionable Couple / A Curious Page on St Valentine's Day). Автор – Ребекка Соломон (Rebecca Solomon). Жанр – жанровая сцена. Стиль – прерафаэлиты. Дата создания – ок. 1856 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 48 x 53 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!