Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Модная пара» Ребекки Соломон – «стиляги» Викторианской эпохи

В Викторианской Англии живопись считалась исключительно мужским занятием. Светской даме надлежало быть скромной и благовоспитанной, что шло вразрез с работой в мастерской с натурщиками и презентацией картин на выставках. Единственное исключение делалось для хобби в виде милых акварельных зарисовок. Однако всегда находились женщины не желавшие мириться с подобной несправедливостью и, несмотря на все трудности, добивавшиеся творческих успехов. Яркий пример среди них – Ребекка Соломон. И именно ее картину «Модная пара» мы будем рассматривать сегодня.

«Модная пара» Ребекки Соломон (ок. 1856 г.) / Источник: © Christie's (2024) https://www.christies.com/en/lot/lot-4051944
«Модная пара» Ребекки Соломон (ок. 1856 г.) / Источник: © Christie's (2024) https://www.christies.com/en/lot/lot-4051944

Ребекка Соломон (1832 – 1886) – британская художница: живописец и рисовальщица. Родилась в Лондоне, в религиозной еврейской семье. Ее отец, Мейер (Майкл) Соломон – масон и зажиточный производитель шляп, а мать – художница-любительница Кейт (Кэтрин) Леви. У девочки было 7 братьев и сестер, причем братья Абрахам и Симеон, с которыми она была особенно близка, также стали художниками. Юная Ребекка делала первые шаги в живописи под руководством старшего брата Абрахама, затем поступила в художественную школу, училась в мастерских художников-прерафаэлитов Джона Эверетта Милле и Эдварда Берн-Джонса. Соломон никогда не была замужем, посвятив всю свою жизнь искусству. Она писала в основном портреты, а кроме того жанровые, религиозные и исторические картины.

Предположительно автопортрет Ребекки Соломон / Источник: Wikimedia Commons (simeonsolomon.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rebecca_Solomon-The_Wounded_Dove.jpg
Предположительно автопортрет Ребекки Соломон / Источник: Wikimedia Commons (simeonsolomon.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rebecca_Solomon-The_Wounded_Dove.jpg

Одно из жанровых полотен, под названием «Модная пара», было создано Ребеккой Соломон около 1856 года. На почти квадратном холсте мы видим интересную сценку. На софе сидит черноволосая молодая женщина, в эффектном серо-голубом платье из блестящего шелка, украшенном вышивкой. В холеных руках, унизанных золотыми украшениями, она держит журнал мод или каталог одежды. Указывая на заинтересовавшую ее картинку, она что-то говорит, обернувшись к своему партнеру. Этот русоволосый мужчина, опирающийся на сиденье коленом и заглядывающий ей через плечо, настоящий франт. На нем костюм тройка: светло-коричневые брюки, пиджак более темного оттенка и лимонного цвета жилет поверх белоснежной сорочки. Довершают элегантный образ галстук-бабочка и монокль в левом глазу.

«Модная пара» крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, simeonsolomon.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:A_Fashionable_Couple_by_Rebecca_Solomon_(c.1856).jpg
«Модная пара» крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, simeonsolomon.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:A_Fashionable_Couple_by_Rebecca_Solomon_(c.1856).jpg

По всей видимости, расположившаяся в гостиной пара выбирает из каталога очередные модные наряды. По другой версии, действие картины происходит в День святого Валентина, и девушка обращает внимание кавалера на некую романтическую иллюстрацию. Это вполне возможно, поскольку в Великобритании XIX века вышеназванный праздник был весьма популярен. Поэтому одно из альтернативных названий картины – «Любопытная страница в День святого Валентина». Что, впрочем, не противоречит варианту с «модной парой», поскольку как раз во второй половине XIX века появились Дома моды и магазины готовой одежды.

Иллюстрация из женского журнала «The Ladies Monthly Magazine» (май 1868 г.) с зеленым и серым домашними платьями и платьем из фиолетового шелка для дневной прогулки / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fashions_for_May_1868,_Plate_1,.jpg
Иллюстрация из женского журнала «The Ladies Monthly Magazine» (май 1868 г.) с зеленым и серым домашними платьями и платьем из фиолетового шелка для дневной прогулки / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fashions_for_May_1868,_Plate_1,.jpg

А то, что изображенная пара ревностно следит за свежими трендами в мире моды, подтверждает не только их одежда, но и разнообразные детали. Возьмем, к примеру, монокль мужчины. По сути, это линза в тонкой оправе, с цепочкой или шнурком крепящимся к одежде. Как замену очкам его носили, зажав линзу между бровью и щекой. Первые монокли появились еще в XIV веке, но в повсеместную моду (наряду с пенсне) вошли лишь во второй половине XIX века. Среди известных почитателей этого оптического прибора были Михаил Булгаков, Карл Маркс, Барнетт Ньюман.

Монокль с галереей – особым выступом, обеспечивающим его комфортабельное ношение. Это более сложная и дорогая разновидность, часто изготовляемая с учетом формы глазницы заказчика / Источник: Wikimedia Commons (Sobebunny, CC BY-SA 3.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monocle_with_gallery.jpg
Монокль с галереей – особым выступом, обеспечивающим его комфортабельное ношение. Это более сложная и дорогая разновидность, часто изготовляемая с учетом формы глазницы заказчика / Источник: Wikimedia Commons (Sobebunny, CC BY-SA 3.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monocle_with_gallery.jpg

Таким образом, во время написания картины монокль считался «изящным» аксессуаром мимо которого просто не мог пройти наш герой. Добавьте сюда уложенные в идеальный пробор волосы, щегольские усики и гладко выбритый подбородок, и получите чуть ли не карикатурный образ самодовольного аристократического сноба.

Ребекка Соломон добилась поразительного успеха в эпоху, когда женщины-художники были скорее исключением, чем правилом. Более того, она была одной из первых (а может и первой!) профессиональной еврейской художницей. Интересно, что в 1859 году Ребекка в числе других 38 художниц обратилась с требованием допустить женщин к обучению в Королевской академии художеств. В 1860 году туда поступила первая женщина – Энн Лаура Херфорд.

Картины Ребекки Соломон могут служить своеобразным зеркалом эпохи, честно и прямо отражающим все классовые несправедливости викторианского общества. Особо показательны в этом плане произведения наподобие «Гувернантки», но даже такая казалось бы нейтральная картина, как «Модная пара», ненавязчиво показывает тщетность внешнего лоска. К сожалению, многие работы Соломон были утеряны, а сохранившиеся разошлись по частным коллекциям, поэтому мы имеем возможность любоваться лишь малым количеством репродукций ее замечательных картин.

|Справка| Полное название картины – «Модная пара» / «Любопытная страница в День святого Валентина» (A Fashionable Couple / A Curious Page on St Valentine's Day). Автор – Ребекка Соломон (Rebecca Solomon). Жанр – жанровая сцена. Стиль – прерафаэлиты. Дата создания – ок. 1856 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 48 x 53 см.

Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!