Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Гувернантка» Ребекки Соломон – окно в прошлое

Фотографию изобрели лишь в 1839 году, и долгое время она оставалась довольно дорогим и сложным способом запечатлеть пейзаж, предмет или человека. Поэтому живопись для нас зачастую единственная возможность увидеть сцены из прошлого. К примеру, картина «Гувернантка» Ребекки Соломон позволяет нам «заглянуть» в типичный дом Викторианской эпохи. Что же мы видим на полотне Ребекки Соломон? Здесь изображена молодая леди, играющая на пианино, восторженно слушающий ее игру мужчина, а также гувернантка с ребенком. Эти две женщины, госпожа и гувернантка, несомненно, центр всей композиции. Но посмотрите, как они противопоставлены, какой между ними разительный контраст! Ребекка Соломон (1832 – 1886) родилась в еврейской семье торговца шляпами и художницы. Она была одной из 8 детей, и рисовать ее научил старший брат Абрахам, который вместе с другим ее младшим братом Соломоном, также стали известными художниками. Леди, предположительно дочь хозяев, одета в прекрасное атласное платье, яркое и блестяще

Фотографию изобрели лишь в 1839 году, и долгое время она оставалась довольно дорогим и сложным способом запечатлеть пейзаж, предмет или человека. Поэтому живопись для нас зачастую единственная возможность увидеть сцены из прошлого. К примеру, картина «Гувернантка» Ребекки Соломон позволяет нам «заглянуть» в типичный дом Викторианской эпохи.

Картина «Гувернантка» Ребекки Соломон (ок. 1851 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TheGovernessRebeccaSolomon.jpg
Картина «Гувернантка» Ребекки Соломон (ок. 1851 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TheGovernessRebeccaSolomon.jpg

Что же мы видим на полотне Ребекки Соломон? Здесь изображена молодая леди, играющая на пианино, восторженно слушающий ее игру мужчина, а также гувернантка с ребенком. Эти две женщины, госпожа и гувернантка, несомненно, центр всей композиции. Но посмотрите, как они противопоставлены, какой между ними разительный контраст!

Ребекка Соломон (1832 – 1886) родилась в еврейской семье торговца шляпами и художницы. Она была одной из 8 детей, и рисовать ее научил старший брат Абрахам, который вместе с другим ее младшим братом Соломоном, также стали известными художниками.

Леди, предположительно дочь хозяев, одета в прекрасное атласное платье, яркое и блестящее, с отороченными кружевом рукавами и воротом. На ее щеках играет румянец, она улыбается кавалеру, светлые волосы волнистыми локонами ниспадают на плечи. На руке украшения: кольцо и браслет.

А теперь обратим внимание на гувернантку: черные прямая юбка и блузка с глухим воротником, темные волосы стянуты в пучок на затылке, никаких украшений. Но показательнее всего выражение ее лица: серьезное, усталое, печальное. И еще взгляд – она искоса смотрит в сторону дочери своих нанимателей, с тоской осознавая, что для нее самой мечта о замужестве практически несбыточна.

Лица молодой леди и гувернантки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TheGovernessRebeccaSolomon.jpg
Лица молодой леди и гувернантки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TheGovernessRebeccaSolomon.jpg

Они отличаются как небо и земля – леди с высоким статусом в обществе и фактически изолированная от социума женщина. Госпожа, проводящая дни за примеркой платьев, музицированием в гостиной или прогулками по саду, и работница, занятая воспитанием и обучением детей. Два разных мира, два полюса общества.

Жизнь гувернантки в Викторианской Англии, в самом деле, была не сладкой. Как правило, ею становились образованные девушки из обедневшего среднего класса. Они зарабатывали на жизнь, обучая девочек и иногда маленьких мальчиков в более богатых семьях. Впрочем, зарплата была не особо выдающейся: выше, чем у горничной, но ниже, чем у экономки. Хозяева поглядывали на гувернанток свысока, прислуга недолюбливала. От неприметных «домашних учительниц» ожидали максимально скромного поведения, их старательно игнорировали. Шансы встретить достойного мужчину и выйти замуж у них были минимальными.

Ребекка Соломон (автопортрет, известный под названием «Раненый голубь») / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rebecca_Solomon-The_Wounded_Dove.jpg
Ребекка Соломон (автопортрет, известный под названием «Раненый голубь») / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rebecca_Solomon-The_Wounded_Dove.jpg

Своей картиной Ребекка Соломон обращает внимание на эту проблему, подчеркивая затруднительное положение гувернантки и ее одиночество. Это типично для творчества художницы – исследовать классовое расслоение викторианского общества, тяжелое положение женщин и дискриминацию меньшинств. Возможно, свою роль сыграло еврейское происхождение Ребекки. Впрочем, никакие предрассудки не помешали ей стать одной из наиболее выдающихся художниц Великобритании.

|Справка| Полное название картины – «Гувернантка» (The Governess). Автор – Ребекка Соломон (Rebecca Solomon). Жанр – жанровая сцена. Дата создания – ок. 1851 г. Местонахождение: частная коллекция. Материалы: масляные краски, холст. Размеры: 66 x 86 см.

Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!