996 подписчиков

"Кровавое воскресенье"

1,8K прочитали

Сегодня у меня для вас ещё одна история, которая у всех на слуху, но к трактовкам которой у людей до сих пор возникает множество вопросов - 9 января (22 января) 1905 г. в Санкт-Петербурге произошло т.н. «Кровавое воскресенье» - одно из самых неоднозначных и зловещих событий русской истории.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться что же там происходило на самом деле.

Сегодня у меня для вас ещё одна история, которая у всех на слуху, но к трактовкам которой у людей до сих пор возникает множество вопросов - 9 января (22 января) 1905 г. в Санкт-Петербурге произошло т.

Предпосылки

Российская империя на рубеже веков представляла собой динамично развивающееся государство - появилась земская медицина и образование для крестьянства, поэтому численность населения и уровень его грамотности росли в геометрической прогрессии, вовсю развивались капиталистические отношения, Россия была пятой экономикой мира. Как и любое динамично развивающееся государство, Россия столкнулась с проблемами роста. Помимо этого, к началу 20-го века было слабо налажено общение между властью и народом в широком смысле этого слова. Особенно из-за этого страдала интеллигенция, что вкупе с ее вечной ориентированностью на запад и его ценности рождало резкое неприятие власти в высших кругах.

Наконец, в России стал образовываться и т.н. «рабочий вопрос», как впрочем и собственно пролетариат. Обычные требования рабочих о достойной оплате труда, пенсиях, страховках и прочем наложились на широкую левую пропаганду, которая велась в их кругах. Перед властью возникла необходимость как-то контролировать эти процессы и возникли т.н. «зубатовские» (по фамилии автора идеи) контролируемые полицией рабочие профсоюзы. В целом, это давало свои результаты, однако проблему до конца не решало.

Банкет интеллигенции начала XX в.
Банкет интеллигенции начала XX в.

На волне этого движения на сцену вышел талантливый священник Георгий Гапон. Гениальный оратор, радетель за судьбу «униженных и оскорбленных», чьи проповеди напоминали скорее агитационные речи социалистов, чем собственно проповеди о Христе. Близость к народу, умение говорить на его языке, красивый облик и бешеная харизма позволили Гапону завоевать расположение рабочих крупнейших заводов Петербурга. Он включился в работу зубатовских профсоюзов, однако затем настоял на своей особой схеме. По факту, он просто убедил полицию полностью довериться ему и передать бразды правления над «Собранием русских фабрично-заводских рабочих», где под видом обычной профсоюзной деятельности, Гапон развернул революционную пропаганду среди рабочих. Видимо, полицейских ввел в заблуждение священнический сан и они, как говорится, «поставили не на ту лошадь», ведь совсем рядом среди портовых рабочих и бедноты трудился патриот и монархист отец Иоанн Кронштадтский.

Гапон (в священнической рясе) с рабочими. Слева от священника стоит питерский градоначальник Фуллон
Гапон (в священнической рясе) с рабочими. Слева от священника стоит питерский градоначальник Фуллон

Так или иначе, Гапон провёл столичную полицию и наладил отличные отношения с партией террористов-эсеров. Больше всего он сошёлся с Пинхусом Рутенбергом. Гапон пытался развернуть деятельность и в Москве, но московские власти вовремя поняли его опасность и выслали попа-бунтовщика из города. Впрочем это все равно не мешало Георгию Гапону поддерживать тёплые отношения с властью - например с питерским градоначальником Фуллоном и другими. Данный Богом талант убеждения Гапон использовал вовсю.

Пинхус Рутенберг, сподвижник Гапона. Характерно, что этот сын богоизбранного народа творил беззакония только в стране, подданным которой он являлся. Попав же на территорию будущего Израиля, Рутенберг занялся исключительно созидательной деятельностью и основал действующую и по сей день электрокомпанию. Заставляет задуматься
Пинхус Рутенберг, сподвижник Гапона. Характерно, что этот сын богоизбранного народа творил беззакония только в стране, подданным которой он являлся. Попав же на территорию будущего Израиля, Рутенберг занялся исключительно созидательной деятельностью и основал действующую и по сей день электрокомпанию. Заставляет задуматься

Тем временем, началась Русско-Японская война и крупные заводы Петербурга начали работать на оборонный заказ, что подразумевало почти воинскую дисциплину на предприятиях. В конце 1904 г. за ее нарушение и были уволены 4 рабочих Путиловского завода. Необходимо заметить, что взбунтовавшиеся питерские заводы были своего рода элитой пролетариата (наравне с несколькими другими заводами по всей России) - рабочие получали весьма неплохие деньги и могли себе позволить достойный образ жизни, что впрочем не отменяло того, что рабочие других заводов порой находились в откровенной нужде.

Гапон и ко долгое время обсуждали подготовку и подачу в высшие органы власти петиции об улучшении жизни рабочих и проведении демократических реформ в стране. Рабочие доверяли своему лидеру и дали ему полномочия подготовить текст, а тут и случай подвернулся. Гапон пытался уладить с руководством завода вопрос о тех 4-х рабочих, но успеха не добился. Затем были посланы депутации к градоначальнику, министру внутренних дел Святополк-Мирскому, министру финансов Коковцеву и премьер-министру Витте. Ни одна депутация успеха не имела. Святополк-Мирский же вообще уже подал в отставку и думал, что от должности освобождён (царь ещё никакой отставки не принял), а граф Витте заявил, что эти депутации - не его дело. Все это привело к тому что 3 января Путиловский завод встал. У Гапона родилась идея подать это прошение прямо царю и он принялся организовывать шествие и писать петицию, в чем ему помогали приближенные рабочие и эсер Рутенберг. Широкие массы рабочих до конца не имели понятия что же написано в петиции, помимо требований касательно их положения.

Стачка у Путиловского завода
Стачка у Путиловского завода

События 9 января 1905 г.

Идея Гапона состояла в том, чтобы многотысячная мирная депутация рабочих пришла к Зимнему дворцу, где торжественно вручила бы царю-батюшке список требований об улучшении участи несчастных рабочих, однако здесь есть несколько неувязок.

Во-первых, в эти дни царя в городе не было. 6 января 1905 г. состоялось неудачное покушение на Николая II, после чего он отбыл в Царское село и жил там. В городе же было военное положение и были введены войска. Организаторы об этом знали.

Во-вторых, полиция дала Гапону понять, что любые митинги и шествия в эти дни запрещены. Гапон и Рутенберг знали, что войска рано или поздно откроют огонь по толпе и будут жертвы. Целью шествия была провокация. Нужно было показать, что царь - больше не отец народа и не может его защитить

Наконец сама петиция в окончательном варианте была подготовлена Рутенбергом , Гапоном и рабочим Васильевым лишь незадолго до манифестации, уже после того, как рабочие поставили свои подписи в ее поддержку. Ее содержание также было мягко говоря сомнительным. Вот некоторые ее положения:

  1. Немедленное освобождение политзаключённых (!)
  2. Свобода борьбы труда с капиталом (!!)
  3. Отделение церкви от государства (!!!)
  4. 8-часовой рабочий день (на оборонных заводах во время войны, ну-ну)
  5. Объявление свободы слова, собраний, неприкосновенности личности

Царю же предлагалось поклясться (о как!) выполнить эти требования, смахивающие скорее на социалистическую программу, нежели на верноподданническое прошение.

Ещё характерно то, что политическая программа этой петиции ещё не была толком реализована ни в одной стране мира и трудно представить, чтобы Россия вдруг захотела всех догнать и перегнать в этих вопросах. То есть готовилась намеренная провокация без особых шансов на успех.

Экземпляр петиции
Экземпляр петиции

Шествие было намечено на утро 9 января 1905 г. Маршрут шествия был разработан П. Рутенбергом. Он же предложил в случае противодействия властей грабить оружейные магазины и строить баррикады. Полиция и армия были готовы к манифестации. Они даже провели некоторую контрагитацию - были расклеены листовки о недопустимости манифестаций и проведена разъяснительная работа на предприятиях, но этого было недостаточно.

Утром Гапон вывел рабочие массы на улицы города и выдвинул в сторону зимнего дворца. Шествию был придан вид крестного хода - из соседней церкви силой забрали иконы и хоругви и раздали манифестантам. Толпа, среди которой было полно вооруженных эсеров, вела себя агрессивно: в некоторых местах громились магазины и лавки. Толпу несколько раз пыталась рассеять кавалерия, но рабочие и эсеры встречали конные атаки ответными выстрелами и ударами самодельным оружием.

Манифестация шла в разных частях города и кое-где были попытки развернуть настоящий вооруженный мятеж. На Васильевском острове молодой С. Рехтзаммер руководил сооружением единственной в тот день баррикады и нападением на полицейский участок.

Сегодня у меня для вас ещё одна история, которая у всех на слуху, но к трактовкам которой у людей до сих пор возникает множество вопросов - 9 января (22 января) 1905 г. в Санкт-Петербурге произошло т.-7

Основная масса манифестантов во главе с Гапоном находилась на площади у Нарвских ворот, где им путь преградили военные. Манифестанты не реагировали на предупредительные выстрелы и требования остановиться. В ответ солдатам звучали упреки, оскорбления, а кое-где даже выстрелы. Войскам ничего не оставалось, кроме как открыть огонь. То же самое произошло и на Дворцовой площади, где собралась часть манифестантов с экземпляром петиции. Войска пытались оттеснить митингующих, но когда стало ясно что ничего не получится и на предупреждения те не реагируют, войска, действуя по уставу, сделали предупредительные выстрелы, а затем открыли огонь по толпе.

Гапон уцелел, несмотря на то, что был в первых рядах - Рутенберг вовремя оттащил священника из эпицентра событий и окольными путями вывел на квартиру к Горькому. Оттуда священник начал рассылать прокламации, твердя, что «ни Бога ни Царя у нас больше нет».

Сцена расстрела толпы из х/ф "Пролог" (1956 г.)
Сцена расстрела толпы из х/ф "Пролог" (1956 г.)

Последствия

Николай Второй был шокирован произошедшим и сразу же сменил градоначальника на генерал-губернатора Трепова, который принялся разгребать последствия трагедии. Сам император выделил значительную сумму на помощь пострадавшим и их семьям. Участники событий со стороны манифестантов не понесли никакого наказания.

В первую очередь, была проведена работа с прессой, которой запретили публиковать сведения о событиях, отличных от официальной версии. Также была проведена разъяснительная работа с рабочими, которые, поняв за что их вывели, в массе пожелали вернуться на рабочие места и продолжить работу под охраной войск и полиции.

Сам Гапон был вынужден эмигрировать в Европу, где принялся налаживать связи с левыми эмигрантскими организациями и пытаться их объединить с целью совершения революции в России. Был лично знаком с Лениным, Плехановым и Кропоткиным. Также, получал крупные средства от японской разведки в лице полковника Мотодзиро Акаси и американских банкиров во главе с Яковом Шиффом через финского сепаратиста Конни Цилиакуса. Эти средства пошли на закупку оружия и переправку его в Россию, однако и здесь бывший священник особых успехов не добился.

Гапон в эмиграции
Гапон в эмиграции

Со временем, Гапон разочаровался в левом движении и в его лидерах (это было взаимно) и решил пойти на сотрудничество с властью, которая взяла более либеральный курс. Он согласился на сделку с Витте и вернулся в Россию, чтобы вести пропаганду нового либерального курса правительства среди рабочих. Сделать ему это не удалось - в конце апреля 1906 г. Гапона завлекли на загородную дачу Рутенберг и другие соратники-эсеры. Там они зверски избили и повесили священника. Попытка оседлать беса революционного движения не удалась.

Своими действиями Гапон по сути дал ещё один мощный толчок к пробуждению дракона Первой Русской революции (который начал просыпаться с конца 1904 г.), справиться с которой смог лишь Илья Муромец своего времени - Пётр Столыпин, но это уже совсем другая история.

Самого Гапона очень метко описал философ Василий Розанов, назвав того «пегим человеком»: талантливым, но не способным окончательно выбрать сторону, пытавшемся послужить «и Богу и маммоне», заботившимся и о благе русских рабочих и о мировой революции, «ни черным ни белым» человеком, что в итоге и привело его к печальному финалу. Краткую историю жизни Гапона можете прочитать в одном из моих прошлых постов.

Печальный конец Георгия Гапона
Печальный конец Георгия Гапона

Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.